Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Каменные сооружения Русской Лапландии и Западного Беломорья могут оказаться «домиками для души» утонувших северян
Традиции людей, связавших свою жизнь с морем, отличаются от правил, существующих в «сухопутных» сообществах. Не всегда родственники погибших в море могли найти тела, чтобы похоронить их. Погребальные традиции разных народов учитывают вариант «погребения без тела», разными способами обозначая место упокоения его души. Кандидат исторических наук, исполняющий обязанности директора Центра гуманитарных проблем Баренц-региона Кольского научного центра Марк Шахнович на протяжении двух десятилетий исследовал валунные сооружения на территории Русской Лапландии и Западного Беломорья и выдвинул свою гипотезу их происхождения. Она связана с традицией, которая решала эту проблему в православных общинах позднего Средневековья в изученном регионе.
Статья об этом появилась в третьем номере журнала «Самарский научный вестник» за 2022 год. Археологические находки, описанные как группы «каменных сложений неизвестного назначения», располагаются в Северной Карелии — на озере Среднее Куйто, в приграничном районе Мурманской области на лесном озере близ города Ковдор и на острове Кильдин в Баренцевом море.
Все они аккуратно возведены из валунов разного размера, располагаются достаточно компактными группами недалеко от воды и не использовались в хозяйственных целях. Эти находки можно принять за могильные холмики, однако при тщательном изучении их содержимого не удалось найти никаких следов погребения. Сходный характер имеют объекты на реках Ура и Западная Майка в Мурманской области, а также в Лоухском и Калевальском районе Карелии.
Изучение таких сооружений пока находится на начальном этапе. По предположению Марка Михайловича, широтная ориентированность каменных сложений, общее расположение «за водой» или на периферии «освященной земли» и визуальное сходство с намогильными земляными холмиками или деревянными «домиками мертвых» позволяют отнести их к православной погребальной традиции и обозначить как места упокоения души при отсутствии тела (кенотафы).
Средневековые православные погребальные традиции предполагают разделение усопших на умерших «своей» и «не своей» смертью с крайне осторожным и опасливым отношением ко второй группе покойных («нечистых») и ограничениями по их христианскому погребению и церковному поминовению. Утонувшие однозначно относились ко второй категории, однако такая смерть считалась, скорее, несчастным случаем, и место, где произошла трагедия или было найдено тело, становилось сакральным: там возводили памятный крест или часовню. При обнаружении утопленника его, как правило, хоронили на берегу недалеко от места его находки. С теми, чье тело не смогли похоронить, приходилось поступать иначе.
Душа в православной традиции — это некий «двойник» человека, его бессмертная субстанция, заключенная в теле при жизни и обретающая бессмертное существование при погребении. Душа «нечистого» умершего, не получившая пристанища, не может попасть «на тот свет». Для облегчения посмертной участи, кого не смогли похоронить, и защиты мира живых от негативного воздействия «души непохороненных костей» создавали кенотафы — своеобразные укрытия, с разной степенью сходства воспроизводившие традиционные захоронения. «Территория мертвых» отделялась искусственными (ограда, ров) и природными физическими границами от мира живых. Открытая вода и камни — это невидимые и непроходимые для нечистой силы рубежи. Возможно, поэтому для создания кенотафов выбраны камни, а не обычный грунт.
В отечественной историографии тема создания кенотафов как разновидности православной погребальной практики, связанной с умершими «до срока», освящена недостаточно, и предложенная археологом Кольского научного центра гипотеза призвана не «закрыть белые пятна», а активизировать научную дискуссию. Автор исследования предполагает, что работа по обследованию валунных сооружений в приполярных регионах должна продолжаться. Сейчас традицию создания каменных кенотафов можно ограничить территорией, на которой была распространена культура русских и карел Поморья европейского Севера, однако существует вероятность находок сходных объектов и в других регионах Русского Севера.
Радиотелескопы уловили очень короткий сигнал, и по его характеристикам стало ясно, что он не может быть естественного происхождения. Астрономы пришли к выводу, что источник находился в околоземном пространстве — там, где уже более полувека летает «мертвый» аппарат NASA.
Лето — время сбора грибов, ягод и работы на даче, но не все дары природы безобидны. Некоторые представители флоры могут нанести вред здоровью, а их выращивание — обернуться штрафом. Эксперты Пермского Политеха рассказали, какие растения запрещено разводить в огороде, что делать, если встретились с борщевиком, какие кустарники лучше не высаживать на участках, где есть дети, от сбора каких трав и грибов лучше отказаться и почему некоторые лесные ягоды лучше никогда не класть в корзинку.
Богомолы единственные среди насекомых обладают стереоскопическим зрением, как у человека. Британские биологи провели эксперимент над богомолами, надев на них 3D-очки и подвесив вниз головой. Специалисты проверяли, как охотники отреагируют на стимулы с разной и одинаковой контрастностью. В итоге опыт стал иллюстрацией парадокса буриданова осла.
Радиотелескопы уловили очень короткий сигнал, и по его характеристикам стало ясно, что он не может быть естественного происхождения. Астрономы пришли к выводу, что источник находился в околоземном пространстве — там, где уже более полувека летает «мертвый» аппарат NASA.
В ЮФУ придумали новый остроумный способ тестировать ИИ на способность работать в реальных ситуациях использования русского языка. Исследователи искусственного интеллекта из МИИ ИМ ЮФУ предлагают использовать интеллектуальные языковые игры, как пример — заставлять ИИ отвечать на вопросы из архива телевикторины «Что? Где? Когда?» и «Своей игры». Инициативу прокомментировал опытный игрок.
Ученые проанализировали сохранившиеся следы языка гуннов и пришли к неожиданному выводу: он принадлежал к енисейской семье языков. По их мнению, потомками гуннов были аринцы, до XVIII века проживавшие в районе Красноярска и совершавшие набеги на русские опорные пункты.
Радиотелескопы уловили очень короткий сигнал, и по его характеристикам стало ясно, что он не может быть естественного происхождения. Астрономы пришли к выводу, что источник находился в околоземном пространстве — там, где уже более полувека летает «мертвый» аппарат NASA.
Вид антилоп, с ледникового периода привыкший к массовым миграциям, пытается вернуться в свой исторический ареал, когда-то достигавший Днепра. Однако их нетипичные для травоядных привычки вызывают сильнейшее отторжение у сельских жителей, предлагающих массово уничтожать их с воздуха. С экологической точки зрения возвращение этих животных весьма желательно, но как примирить их с фермерами — неясно.
Недавно вышел второй сезон сериала «Одни из нас» (TheLastofUs), созданного по сюжету популярнейшей видеоигры. Ученые Пермского Политеха решили разобраться, насколько реален сценарий грибной пандемии, превращающей людей зомби? Чем живет кордицепс и как он «ищет» своих жертв, действительно ли паразит способен эволюционировать настолько, чтобы поражать человеческий организм и подчинять себе его волю, был бы у людей шанс выжить, какие грибы уже поселились в наших телах и выручит ли нас иммунитет, сформированный тысячелетиями.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии