10.11.2021
ТГУ
16 251

Биологи нашли на Кавказе новые виды клещей

4.4

В условиях пандемии особое значение приобрели исследования рукокрылых и их паразитов, способных служить источниками опасных для животных и человека инфекций. Специалист из ТГУ совместно с коллегами из других вузов обнаружила новых видов паразитов рукокрылых на Кавказе.

Биологи нашли на Кавказе новые виды клещей – паразитов рукокрылых / ©Getty images

Ученый Биологического института Томского государственного университета Мария Орлова в кооперации с коллегами из Тюмени, Пензы и Ханоя подготовила статью о новых находках паразитов рукокрылых, выявленных на Кавказе. Она выйдет в престижном международном журнале Parasitology International, издаваемом японским сообществом паразитологов.

«Кавказ – большой регион Евразии, объединяющий четыре страны: Россию, Грузию, Азербайджан и Армению. Хотя это одна из «горячих точек» биоразнообразия в мире, фауна эктопаразитов летучих мышей на Кавказе изучена недостаточно, – говорит Мария Орлова. – Чтобы восполнить пробелы в данных о паразитах летучих мышей, мы провели пять полевых исследований в девяти местах в период с апреля 2016 года по март 2021 года».

Ученый Биологического института Томского государственного университета Мария Орлова / ©Пресс-служба ТГУ

Самой интересной находкой на Кавказе, по словам ученого, стал клещ Spinturnix nobleti – этот вид обнаружен в Кавказском регионе впервые. Это специфичный паразит кожановидного нетопыря – редкого, охраняемого вида. Наряду с этим обнаружен клещ Spinturnix emarginata; ранее на территории РФ он был собран группой ученых только в Крыму. Этот вид паразитирует на трехцветной ночнице – виде из Красной книги России, его численность в настоящее время сокращается.

«Кавказ, как и любая горная система, характеризуется высокой мозаичностью ландшафта и, как следствие – высоким видовым разнообразием животных, – объясняет Мария Орлова. – Здесь интересно изучать и редкие виды, и новые ассоциации «паразит – хозяин». Ведь появление новых хозяев может привести к возникновению новых вариантов вирусов и штаммов бактерий. Мониторинг этих связей необходим, чтобы своевременно выявить подобные риски и предотвратить возникновение пандемий новых инфекций».

В дальнейшем биологи собираются провести более широкие исследования на территории Кавказа, будут включены и зарубежные страны, расположенные в регионе. Предыдущие исследования паразитофауны летучих мышей на этой территории датируются началом второй половины ХХ века. Многие данные устарели, список «хозяев» нуждается в пересмотре с учетом новых результатов молекулярно-генетических исследований. Поэтому планируется полномасштабная ревизия имеющихся данных и сбор новой информации.

ТГУ