В России нашли паразита, который переносит потенциально опасные болезни — Naked Science
ТГУ

В России нашли паразита, который переносит потенциально опасные болезни

6.4

Научная группа, в которую вошли ученые ТГУ, ТюмГУ, Пензенского государственного университета, Мичиганского университета и представители Жигулевского заповедника, выявила в России новый вид клеща, паразитирующего на летучих мышах. «Новичок» был обнаружен в ходе исследований рукокрылых в Дагестане. Разнообразие видов рукокрылых на этой территории очень велико, но их экология до сих пор почти не изучена. Клещ, обнаруженный на Кавказе, впервые был изучен и описан в Германии. Известно, что он переносит болезни, потенциально опасные для людей.

Самка клеща M. Leislerianus с внутриутробным яйцом / Фото предоставлено Марией Орловой / ©Пресс-служба ТГУ

Новые данные представлены в журнале International Journal of Acarology. «Экология летучих мышей, а также их паразиты и патогены имеют большое медицинское значение, поскольку летучие мыши могут быть переносчиками вирусов, опасных для людей и диких животных, – говорит сотрудник лаборатории мониторинга биоразнообразия Биологического института ТГУ Мария Орлова.

– Наша группа занималась исследованием семейства Macronyssidae (макрониссиды) – паразитов, которые встречаются у млекопитающих, птиц и рептилий, но основными хозяевами этой группы являются летучие мыши. Ранее макроссинидов на территории Дагестана никто не изучал».

Образцы для исследований специалисты собирали на территории Самурского заказника Дагестанского государственного природного заповедника в прибрежных пойменных вечнозеленых лесах, дельты реки Самур, в Кизилюртовском районе (Шайтан-Казак), Аграханском заказнике (Кизлярский район) и других местах. Как отмечает Мария Орлова, первым неожиданным фактом для ученых оказалось то, что на исследуемой территории оказалось много криптических (скрытых) видов летучих мышей, представители которых внешне идентичны, а генетически сильно различаются.

Второй неожиданностью стала находка нового вида – впервые на территории нашей страны выявлен клещ M. Leislerianus, ассоциированный с малой вечерницей, которая достаточно широко распространена на территории европейской части России. «Можно сказать, что в России одним паразитом стало больше, – говорит Мария Орлова. – Ранее этот вид был известен только по первоописанию, сделанному в Центральной Германии.

Сотрудник лаборатории мониторинга биоразнообразия Биологического института ТГУ Мария Орлова / ©Денис Моргунов / Фото предоставлено Марией Орловой / Пресс-служба ТГУ

Векторная роль (участие в циркуляции природно-очаговых инфекций) данных паразитов сейчас активно изучается, но уже известно, что макрониссиды (семейство, к которому относится данный клещ) известны как переносчики целого ряда возбудителей инфекций, среди них бартонелла, боррелия, риккетсия и прочие».

Другой находкой биологов стал клещ Cryptonyssus flexus, снятый с копетдагской ночницы. Для Кавказа, как хозяин, так и паразит выявлены впервые. Степень опасности «соседства» вышеуказанных видов паразитов и рукокрылых для людей еще предстоит изучить. Исследователи намерены продолжить свою работу на Кавказе. Эта территория очень перспективна с точки зрения новых находок. На Кавказе высокая степень мозаичности ландшафта, поэтому высоко разнообразие (в том числе и скрытое) летучих мышей, при этом
некоторые его регионы до сих пор остаются практически не изученными.

«Как уже показала практика, недоизученность летучих мышей и их паразитов приводит к неприятным сюрпризам, которые человечеству дорого обходятся, – говорит Мария Орлова. – Необходим постоянный мониторинг биоразнообразия в широком смысле этого слова: нужны комплексные исследования животных и их паразитов, которые в последнее время часто расширяют не только ареал, но и список заболеваний, которые они способны переносить».

ТГУ