Колумнисты — Naked Science

Исследователи Сколтеха разработали прототип флуоресцентного сенсора для непрерывного мониторинга концентрации кортизола в организме человека в режиме реального времени. Разработка может использоваться для контроля различных патологических состояний.

Исследователи из Пермского Политеха разработали прототип робота, который позволит отследить состояние пожароопасных нефте- и газопроводов. За счет уникальной формы он сможет «проникнуть» в сложные изогнутые участки труб, выявить повреждения любой сложности и оценить уровень коррозии.

Четыре спутника формата кубсат образуют на орбите тетраэдр, обмениваются информацией и с помощью специальных алгоритмов интерполяции создают локальные карты измеряемых физических величин в реальном времени. В своем исследовании ученые Сколтеха продемонстрировали пример с измерением магнитного поля Земли, информация о котором может быть использована в системах ориентации других спутников.

Российские и американские ученые разработали инновационную невирусную систему доставки ДНК в клеточные культуры иммунных клеток. Ранее уже были попытки использовать гранулы ДНК с положительно заряженным полимером, однако у такого метода была низкая эффективность. В своей работе ученые дополнительно покрыли гранулы сахаром маннозой и увеличили эффективность доставки в 500 раз. Разработка поможет лечить раковые опухоли.

Ученые ЮФУ исследовали вспышки светимости молодых протозвезд, которые, по некоторым данным, случались и на ранних стадиях формирования Солнца. Показано, что структура и кинематика протопланетных дисков для каждого механизма вспышки имеют свои особенности.

Ровно 60 лет назад космос заговорил, и сделал это на русском. На орбиту впервые в истории вышел человек – им стал Юрий Гагарин. Этот подвиг – результат сложного труда и целеустремленности как самого космонавта, так и тысяч сотрудников сотен предприятий по всему Советскому Союзу. Некоторые из этих организаций сегодня находятся в составе холдинга «Швабе» Госкорпорации Ростех.

12 апреля отмечается Всемирный день авиации и космонавтики. Сегодня авиа- и ракетостроение продолжает активно развиваться. В частности, ученые Пермского Политеха с коллегами из Индии разработали уникальную технологию, которая повысит эффективность производства сложных металлических изделий для самолетов и ракет. На детали с высокой точностью размеров и качеством поверхности, полученные с помощью литья по выжигаемым моделям, сейчас высокий спрос. Разработка помогла увеличить точность и качество 3D-печати опытных изделий, что позволило на 34 процента повысить экономическую эффективность технологии.

Команда инженеров «Робопринт» представила прототип 3D–принтера для печати крупногабаритных объектов. Студенческий коллектив «Робопринта» входит в состав сообщества инновационных проектов Ventum Nova в НИУ «МЭИ». Новое устройство может напечатать неограниченную по размерам деталь. Подобные инновации найдут свое место в авиакосмической отрасли, например, для производства корпусов самолетов, а также в автомобилестроении, судостроении и ветроэнергетике.

Консорциум ученых из России, Беларуси, Японии, Германии и Франции под руководством старшего преподавателя Сколтеха Натальи Струшкевич провел исследование, в ходе которого было установлено, что туберкулезная палочка (бактерия Mycobacterium tuberculosis) способна выживать в условиях дефицита железа благодаря рубредоксину B − белку из семейства рубредоксинов, играющих важную роль в адаптации бактерий к меняющимся внешним условиям. Работа проводилась в рамках исследований, посвященных изучению роли ферментов M. tuberculosis в развитии устойчивости бактерии к лекарственным препаратам и иммунному ответу человека.

Химики из Сколтеха предложили новую шкалу электроотрицательности. Ученые доагадались, что необходимо поменять формулу Полинга и переопределить электроотрицательности элементов, создав новую шкалу электроотрицательностей.

Специалисты ЮФУ и ЮНЦ РАН представили результаты исследований по устойчивости естественных популяций растений-макрофитов семейства рогозовые в аквальных экосистемах побережья Таганрогского залива Азовского моря и дельты реки Дон по отношению к локальным зонам загрязнения.

Исследователи Сколтеха в сотрудничестве с другими российскими коллегами разработали новые соединения для использования в качестве католитов и анолитов в органических проточных аккумуляторах (Redox Flow Batteries RFB), что позволило еще на один шаг приблизить эту развивающуюся технологию к коммерциализации.

Сотрудники лаборатории кластерного катализа Санкт-Петербургского государственного университета синтезировали полимеры из продуктов переработки биомассы. Особенность новых материалов заключается в простоте их рециклинга.

Ученые из России и Германии исследовали молекулярный состав нерастворимого органического вещества двух метеоритов (углистых хондритов): Мерчисона и Альенде, чтобы понять их происхождение. Методы масс-спектрометрии сверхвысокого разрешения показали огромное разнообразие химического состава метеоритов и выявили неожиданные общие черты между метеоритами, принадлежащими разным группам.

Физики из МФТИ и компании Terra Quantum вместе с коллегами из США и Швейцарии разработали алгоритм, который позволяет проводить высокоточные измерения с помощью искусственных многоуровневых атомов. Такой квантовый сенсор позволяет получить высокую точность при измерении магнитных полей. Он также найдет применение при исследовании мозга и в изучении дальнего космоса.

Российские ученые выяснили, что цифровые технологии помогут решить проблему молодежной миграции с арктических территорий. Этот вопрос до того считался неразрешимым, но исследование показало, что, в частности, доступность качественного дистанционного образования повышает привлекательность северных территорий для жизни, учебы и развития молодых людей. Причем, намного.

Коллектив ученых из Института физиологии имени И. П. Павлова совместно с коллегами из Санкт-Петербургского государственного университета разработал новый подход для стимуляции спинного мозга при помощи электрода, зафиксированного в костной ткани позвонков. Исследование показало зависимость ответов различных мышц от позвонка, в котором располагается стимулирующий электрод. Метод позволяет более подробно исследовать на животных многие аспекты малоинвазивной стимуляции спинного мозга, применяемой в клинической практике на людях. Результаты могут быть использованы для терапии заболеваний, сопровождающихся нарушением функций спинного мозга и атрофией мышц.

Ученые Пермского Политеха и их коллеги из Кельнского университета прикладных наук (Германия) разрабатывают программный комплекс, который поможет наиболее рационально использовать природные ресурсы при добыче нефти и газа. У разработки нет аналогов в России и в мире.

Ученые НИТУ «МИСиС» в составе международного исследовательского коллектива впервые продемонстрировали существование в антиферромагнетиках так называемого зеемановского спин-орбитального взаимодействия. Открытие может лечь в основу действия электронных приборов нового поколения.

Ученые изучили, как тиамин (витамин В1) в раковых клетках влияет на эффективность противоопухолевых препаратов. Проведя исследование на культурах клеток (in vitro), они выяснили, что при дефиците тиамина сопротивляющиеся химиотерапии клетки рака легкого теряют свою устойчивость, а чувствительные, напротив, приобретают таковую. Результаты этой работы говорят о том, что, возможно, контроль уровня тиамина у больных раком легкого, который не так популярен сейчас в связи с высокой ценой на анализ, позволит более эффективно бороться с болезнью. Дальнейшие исследования на животных позволят уточнить результаты.