08.02.2019
СФУ

Ученые СФУ синтезировали и охарактеризовали два новых комплекса барбитуровой кислоты

Исследователи Сибирского федерального университета (СФУ) совместно с коллегами получили два новых комплексных соединения на основе барбитуровой кислоты — родоначальника важного класса седативных препаратов.

Их химические свойства окажутся полезными при прогнозировании взаимодействия лекарств с ионами металлов в физиологических условиях.

Кроме того, новые вещества могут использоваться как катализаторы в химической промышленности. Статья опубликована в журнале Inorganic Chemistry Communications.

Барбитуровая кислота и ее производные (барбитураты) — известная группа лекарственных средств, которые в прошлом широко применялись для наркоза и лечения бессонницы.

Сейчас их использование ограничено, поскольку они могут вызвать привыкание. Барбитураты назначают в качестве седативных препаратов, например, при терапии эпилепсии, кроме того, они применяются в органическом синтезе.

В химии используют разнообразные металлорганические комплексы: атом металла играет роль ядра, к которому присоединяется некий органический лиганд.

Зачастую они обладают специфической биологической активностью, полезной для создания эффективных лекарств, а также имеют особые каталитические, магнитные и оптические свойства.

В своей работе ученые СФУ создали и исследовали два новых комплекса барбитуровой кислоты и 2,2-бипиридина (популярного хорошо изученного лиганда).

Известно, что последний образует комплексы с медью, обладающие ярко выраженной каталитической активностью, а сам металл входит в состав природных ферментов и важен для выполнения многих клеточных функций.

На основании этого исследователи предположили, что комплексы, содержащие барбитураты и ионы меди, могут стать основой для создания новых эффективных препаратов.

Химическая структура новых комплексов барбитуровой кислоты / Иллюстрация предоставлена Николаем Головневым / Пресс-служба СФУ

Ученые получили два соединения: с использованием солей меди CuCO3 и CuCl2∙2H2О в водной среде. Растворы выдерживали на открытом воздухе при комнатной температуре в течение нескольких дней.

Образовавшиеся кристаллы отфильтровывали и высушивали на воздухе, после чего перемалывали и получали порошки. Для исследования структуры соединений провели рентгеноструктурный анализ полученных комплексов.

Оказалось, использование солей CuCO3 и CuCl2 в синтезе приводит к образованию двух разных соединений.

Ученые установили их структуру, затем описали молекулярное и надмолекулярное строение, проанализировали водородные связи и стекинг-взаимодействия (межплоскостное взаимодействие между органическими лигандами).

«Эта работа является частью наших систематических исследований химии барбитуратов металлов с синтетической и структурной точки зрения», — говорит Николай Головнев, доктор химических наук, профессор кафедры физической и неорганической химии Института цветных металлов и материаловедения ФГБОУ ВПО Сибирского федерального университета, один из соавторов статьи.

Проведенное исследование позволило получить новые химические соединения, которые потенциально могут использоваться в медицине и химической промышленности.

Работа выполнена совместно с коллегами из Института физики имени Л. В. Киренского Сибирского отделения Российской академии наук, Дальневосточного государственного университета путей сообщения и Иркутского института химии имени А. Е. Фаворского Сибирского отделения Российской академии наук.

В ноябре 1939 года СССР объявил, что финны обстреляли советские войска, убив четверых. Тридцатого числа Москва начала войну против Хельсинки. На деле «погибшие» были полным вымыслом советской стороны, предлогом для открытия боевых действий и последующего захвата всей Финляндии. Однако что-то пошло не так. Что именно и почему итоги Советско-финской войны подтолкнули Гитлера к нападению на Советский Союз в июне 1941 года?