07.12.2021
Ольга И.
24 535

Назван элемент, который имел решающее значение для эволюции сложной жизни, помимо кислорода

5.1

Это касается не только жизни на Земле, но и, как предполагают исследователи из Франции и Великобритании, на других планетах.

Дикинсония - представитель эдиакарской биоты / ©Getty images / Автор: Caristania Fabricius

Железо — незаменимый компонент белков и ферментов, необходимых для жизни. Этот элемент в принципе нужен для ее зарождения. Поэтому слишком малое количество его делает планету не очень пригодной для жизни. Но и избыток железа, как на Марсе, плох: он помешает задержке жидкой воды на поверхности.

Считается, что на молодой Земле содержание железа было оптимальным для того, чтобы удерживать воду в жидком состоянии и при этом растворяться в ней. Последнее обстоятельство делало железо доступным для питания простых форм жизни. Но 2,45 миллиарда лет назад уровень кислорода на планете начал повышаться — этот процесс называют кислородной катастрофой.

В результате в атмосфере Земли появился свободный кислород, а общий характер «воздушной» оболочки планеты изменился с восстановительного на окислительный. Основой первоначальной атмосферы, как считается, были углекислый газ, сероводород, аммиак и метан. Причиной кислородной революции, скорее всего, в первую очередь стали цианобактерии, у которых 2,7-2,8 миллиарда лет назад возник кислородный фотосинтез.

Повышение количества О2 в атмосфере вызывало реакции его с железом. Это привело к тому, что оно перестало растворяться в воде. Таким образом, жизнь должна была найти новые способы получения железа. И один из них, по мнению исследователей из университетов Оксфордского (Великобритания) и Лотарингии (Франция), заключался в развитии многоклеточной жизни — чтобы более эффективно поглощать этот элемент. Работа ученых опубликована в журнале PNAS.

Потребность в железе как движущей силе эволюции и последующего развития сложного организма может быть редким или случайным явлением, что имеет значение для оценки того, насколько распространены сложные формы жизни на других планетах. И такие вещи еще предстоит изучить. Тем не менее исследователи говорят, что теперь знание о важности железа для развития жизни может помочь в поиске планет, на которых могли бы идти такие биологические процессы.