07.12.2021
24 003

Назван элемент, который имел решающее значение для эволюции сложной жизни, помимо кислорода

5.1

Это касается не только жизни на Земле, но и, как предполагают исследователи из Франции и Великобритании, на других планетах.

Дикинсония – представитель эдиакарской биоты / ©Getty images

Железо — незаменимый компонент белков и ферментов, необходимых для жизни. Этот элемент в принципе нужен для ее зарождения. Поэтому слишком малое количество его делает планету не очень пригодной для жизни. Но и избыток железа, как на Марсе, плох: он помешает задержке жидкой воды на поверхности.

Считается, что на молодой Земле содержание железа было оптимальным для того, чтобы удерживать воду в жидком состоянии и при этом растворяться в ней. Последнее обстоятельство делало железо доступным для питания простых форм жизни. Но 2,45 миллиарда лет назад уровень кислорода на планете начал повышаться — этот процесс называют кислородной катастрофой.

В результате в атмосфере Земли появился свободный кислород, а общий характер «воздушной» оболочки планеты изменился с восстановительного на окислительный. Основой первоначальной атмосферы, как считается, были углекислый газ, сероводород, аммиак и метан. Причиной кислородной революции, скорее всего, в первую очередь стали цианобактерии, у которых 2,7-2,8 миллиарда лет назад возник кислородный фотосинтез.

Повышение количества О2 в атмосфере вызывало реакции его с железом. Это привело к тому, что оно перестало растворяться в воде. Таким образом, жизнь должна была найти новые способы получения железа. И один из них, по мнению исследователей из университетов Оксфордского (Великобритания) и Лотарингии (Франция), заключался в развитии многоклеточной жизни — чтобы более эффективно поглощать этот элемент. Работа ученых опубликована в журнале PNAS.

Потребность в железе как движущей силе эволюции и последующего развития сложного организма может быть редким или случайным явлением, что имеет значение для оценки того, насколько распространены сложные формы жизни на других планетах. И такие вещи еще предстоит изучить. Тем не менее исследователи говорят, что теперь знание о важности железа для развития жизни может помочь в поиске планет, на которых могли бы идти такие биологические процессы.