23.12.2021
2 247

Винные сорта винограда впервые одомашнили на Южном Кавказе

Ученые из Италии получили доказательства того, что современные сорта винного винограда, выращиваемого в Европе, — родом с Южного Кавказа.

Винные сорта винограда впервые одомашнили на Южном Кавказе / ©Getty images

Дикий и культурный подвид винограда разделились около 22-30 тысяч лет назад. В процессе одомашнивания у винограда изменился метаболизм углеводов, а из раздельнополых эти растения превратились в гермафродитов. У такого винограда увеличились ягоды и гроздья, он стал слаще, изменились размеры и форма косточек. Люди, как известно, делали вино еще в неолите, а одомашнивание винограда произошло примерно шесть-восемь тысяч лет назад.

Науке и раньше было известно, что виноград, из которого сегодня делают вино, происходит из региона, входящего или граничащего с Южным Кавказом: Иран, Турция и Закавказье. Сосуды со следами вина находили на территории современных Ирана и Армении. Считается, что уже после этого виноград попал на Ближний Восток, а оттуда — в Египет и Грецию.

Ученые из Университета Удине (Италия) провели геномный анализ винных сортов винограда, выращиваемых по всей Европе, и опубликовали результаты своего исследования в журнале Nature Communications. Всего проанализировали 204 генома культурного (Vitis vinifera) и дикого винограда. Исследователи пришли к выводу, что их предками были одомашненные сорта, впервые выращенные на Южном Кавказе. В этот регион входят Армения, Грузия и Азербайджан. Это произошло примерно четыре тысячи лет назад.

Ученые также получили доказательства того, что такой виноград медленно «перекочевал» и на европейские виноградники, в район Средиземноморья, а затем «мигрировал» в Южную Европу, где его скрестили с местными сортами. Скрещивание, как полагают авторы исследования, помогло растению пережить более холодные европейские зимы. Кроме того, это, по их мнению, привело к появлению различных винных сортов, известных сегодня.