25.03.2021
3 524

Побывавшее в космосе вино вернулось на Землю. Дегустаторы рассказали, каково оно на вкус

3.3

Эксперты пригубили одну из 12 бутылок вина Chateau Petrus Pomerol, которые провели на Международной космической станции более года.

Бутылка вина Chateau Petrus Pomero
Бутылка вина Chateau Petrus Pomero / © AP

В конце 2019 года французский стартап Space Cargo Unlimited отправил на Международную космическую станцию 12 бутылок вина и образцы виноградной лозы сортов «мерло» и «каберне совиньон» в рамках миссии Vitis Vinum In Spatium Experimentia, которую спонсировали частные инвесторы. В чем цель эксперимента? Не только чтобы проверить, будет ли процесс созревания и старения напитка отличаться от земного, но и изучить, как микроорганизмы меняются в условиях искусственных источников стресса, таких как влажность и температура; а также понять, как сделать растения на Земле более устойчивыми к изменениям климата. Ну и, конечно, узнать, будет ли возможность у колонизаторов дальнего космоса как-нибудь за ужином откупорить бутылку красного сухого.

Недавно вино с «космической выдержкой» вернулось на Землю, пишет AP. И исследователи из Бордо — знаменитого винодельческого регион на юго-западе Франции — решили его продегустировать. К слову, для чистоты эксперимента аналогичные «контрольные» образцы оставались на Земле. Вино хранили в стеклянных бутылках при температуре плюс 18 градусов, а поскольку алкоголь и стекло на МКС под запретом, сосуды поместили еще и в стальные цилиндры.

В таком виде бутылки вина отправляли на МКС / © Space Cargo Unlimited

Дегустация проходила в Институте исследований вина и винограда. Специальное устройство под давлением деликатно откупоривало бутылки Chateau Petrus Pomero стоимостью в пять тысяч евро. Невесомость никак не испортила напиток: на вкус вино было как лепестки розы, пахло костром и имело жжено-оранжевый оттенок — по сравнению с первоначальным темно-красным цветом, — а некоторые энологи выявили аромат обработанной кожи.

Энолог Филипп Даррие, президент Института исследований вина и винограда в Бордо, наполняет бокалы вином для «слепой» дегустации / © AP Photo, Christophe Ena

«То вино, что оставалось на Земле, мне показалось более танинным, немного моложе. А у вина, которое побывало в космосе, танины смягчились, раскрылось больше “цветочных” тонов», — сказала сомелье Джейн Энсон. Главный результат: отправленное на МКС вино за 14 месяцев созрело будто бы на три года быстрее, чем то, что хранилось на Земле.

Один из экспертов во время дегустации / © AP Photo, Christophe Ena
Саженцы виноградной лозы, побывавшие в космосе / © AP Photo, Christophe Ena

Что касается виноградной лозы, то она не только пережила путешествие в космос, но и росла быстрее, чем контрольные образцы. По прибытии на Землю саженцы подвергли детальному микроскопическому анализу и затем рассадили в теплице. Хотя причину ускоренного роста еще предстоит выяснить, исследователи уверены, что их результаты в будущем помогут виноделам на Земле нарастить производство.

Кристоф Шато из Совета виноделов Бордо поприветствовал эксперимент, но отметил, что потребуется десятилетие или больше, чтобы прийти к практическому применению. «Вина Бордо черпают свою уникальность в истории, но и в нововведениях. И мы никогда не должны прекращать вводить новшества», — добавил он. Следующий этап авторов эксперимента — тщательным образом проанализировать биохимические свойства вина, прибывшего с МКС.