Обнюхивание пищи перед едой подготавливает печень к пищеварению — Naked Science

Обнюхивание пищи перед едой подготавливает печень к пищеварению

Вида или запаха чего-то вкусного часто бывает достаточно, чтобы во рту начала выделяться слюна, но реакция организма на пищу может идти дальше слюнных желез. Новое исследование на мышах показывает, что одного вида и запаха пищи хватает для начала процессов в печени, которые способствуют пищеварению.

seeingandsme

«Это открытие меняет наш взгляд на один из самых фундаментальных процессов в организме. Восприятие пищи в мозге влияет на печень таким образом, что она начинает готовиться к поступлению ожидаемых питательных веществ», — уверен старший автор исследования и директор Института исследований метаболизма им. Макса Планка в Кельне Йенс Брюнинг (Jens Brüning). Результаты работы опубликованы в журнале Cell.

Исследования в этой области уже проводились: в 2015-м другая группа ученых доказала, что восприятия пищи лабораторными мышами на уровне чувств было достаточно, чтобы стимулировать нейронные пути, обычно стимулируемые едой. В частности, восприятие пищи ингибировало нейроны AgRP, которые стимулировали аппетит и активировали нейроны POMC, вызывающие ощущение сытости. Основное внимание там уделялось тому, каким образом изменения в этих нейронных путях посылали сигналы, влияющие на метаболическую активность печени.

Сейчас исследователи обнаружили, что пяти минут, в течение которых лабораторные мыши воспринимают пищу, оказалось достаточно для активации сигнальных путей mTOR и xbp1. Обычно они включаются только тогда, когда печень воспринимает аминокислоты из переваренной пищи, способствуя усвоению белка в эндоплазматическом ретикулуме (ЭПР).

«Результаты нашего исследования показывают, что эти изменения в печени — реакция организма на то, как мыши осмотрели и понюхали лакомство. Это целая система, чтобы готовить ЭПР к синтезу и усвоению большего количества белка после приема пищи»,  — рассказывает Брюнинг.

Работа ученых может пролить свет на связь между ожирением и диабетом — в частности, путем изучения влияния белка на выброс инсулина. Есть вероятность того, что это восприятие пищи органами чувств, которое стимулирует работу печени, может быть нарушено при ожирении. Это может быть механизм, который способствует инсулинорезистентности. Ожирение может оставить печень неподготовленной к усвоению белка после еды, что, в свою очередь, может нарушить нормальную реакцию на инсулин. Этим вопросом ученые планируют заняться в следующих экспериментах с использованием мышей, страдающих от ожирения.