Удаление клеток-зомби у мышей помогло победить ожирение и тревогу — Naked Science
05.01.2019

Удаление клеток-зомби у мышей помогло победить ожирение и тревогу

Клетки-зомби, также известные как сенесцентные клетки, накапливаются в организме, вызывая артрит, артроз, фиброз и некоторые аутоиммунные заболевания.

Большинство ученых склонны связывать ожирение с рядом различных психоневрологических расстройств, включая тревогу и депрессию, однако точная природа этих взаимоотношений до сих пор плохо изучена, что затрудняет лечение. Новое исследование, опубликованное в журнале Cell Metabolism предполагает, что ответ может быть связан с переизбытком клеток-зомби. Используя мышиные модели, сотрудники Университета Ньюкасла показали, что у мышей с избыточным весом, как правило, больше таких клеток в той области мозга, что отвечает за беспокойство. И, что еще более любопытно, когда эти неисправные клетки удаляются, тревожное поведение у мышей пропадает.

Клетки-зомби, также известные как сенесцентные клетки, могут накапливаться в определенных частях мозга, нарушая нормальное функционирование этой области. Предыдущие исследования показывают, что эти клетки могут вызывать различные симптомы старения. В новом исследовании ученые предполагают, что они также могут выступать в качестве основных причин беспокойства, вызванного ожирением.

Сравнивая генетически модифицированных и обыкновенных мышей, исследователи обнаружили, что у мышей с ожирением образовалось больше жировых клеток в боковом желудочке мозга – той его части, что контролирует реакцию на стресс. Еще более показательно, что в этом регионе также наблюдалось увеличение количества стареющих клеток.

Стареющие клетки и ожирение у мышей / © Cell Metabolism

Связь между накоплением липидов и старением до сих пор не выяснена, однако, когда исследователи ввели лекарство, которое убивает эти клетки-зомби, жировые клетки начали исчезать, а нормальный рост клеток возобновился. В то же время у мышей также стало проявляться менее тревожное поведение. Все еще страдая от ожирения, мыши меньше беспокоились при передвижении в открытых пространствах и могли быстрее находить выход из лабиринта.

По словам исследователей, результаты их работы могут представлять собой новый терапевтический путь лечения нервно-психической дисфункции, вызванной ожирением, вместе с тем подчеркивая, что прежде чем такое лечение станет реальностью, нужно проделать большую работу.

В настоящее время ученые не в состоянии удалить клетки-зомби из определенных областей мозга, например, из боковых желудочков, однако выявление новой мишени для терапии этого расстройства уже может считаться важным шагом вперед.

Как сообщает Минздрав, обследование может продлиться несколько дней. Пока что каких-либо выводов медики не делают. Всего с начала января жертвами нового коронавируса 2019-nCoV стали 17 человек. Ранее случаи заражения им были официально зафиксированы в Японии, США, Южной Корее и Таиланде.