6 января
38 707

Ученые заметили связь между сверхновыми и жизнью на Земле

4.8

Количество близких сверхновых коррелирует с объемами биомассы, которые захораниваются в осадочных породах на Земле.

©Henrik Svensmark, DTU Space

Крупные звезды живут сравнительно недолго и гибнут в ярких вспышках сверхновых. Эти взрывы рассеивают по пространству огромные количества тяжелых атомов, излучения и энергии. Если сверхновая оказалась достаточно близкой к Солнцу, она может сильно повлиять на происходящее на Земле. Предполагается, что некогда именно такое событие не позволило ей превратиться в планету-океан.

Детальнее за этим влиянием проследил геофизик Хенрик Свенсмарк (Henrik Svensmark) из Технического университета Дании (DTU), опиравшийся на данные о близких сверхновых, вспыхнувших в течение последних 3,5 миллиарда лет, и о глобальном движении биомассы в этот период. Работа указала на корреляцию между числом таких взрывов и количеством мертвой органической материи, которая захоранивается в составе осадочных пород. Об этом ученый рассказывает в новой статье, опубликованной в журнале Geophysical Research Letters.

По-видимому, близкие сверхновые влияют на земной климат за счет того, что долетевшие от них частицы космических лучей попадают в атмосферу и могут служить «зародышами» для формирования облаков. Повышение облачности создает более заметные перепады температур между экваториальными и приполярными регионами. Это усиливает атмосферные ветры и морские течения, а с ними — интенсивность переноса и перемешивания питательных веществ, который играет исключительно важную роль в глобальном развитии экосистем.

На верхнем графике — интенсивность космических лучей, на нижнем — содержание органических примесей; на оси абсцисс указано время, в миллионах лет / ©Svensmark, 2022

Усиленное перемешивание стимулирует продуктивность живых организмов, приводит к образованию большего количества органики, а после их гибели – к более интенсивному накоплению таких веществ в осадочных породах. Именно эти процессы проследил Хенрик Свенсмарк, используя ранее полученные данные о древних сверхновых. Захоронение органики ученый оценивал, опираясь на результаты изучения древних образцов пирита — точнее говоря, на количество оказавшихся в них органических примесей, которые можно определить по соотношению изотопов углерода.

Оба показателя неплохо коррелировали друг с другом на протяжении последних 3,5 миллиарда лет, в том числе в течение последних 500 миллионов, для которых есть более точные данные. Ученый резюмировал, что в геологических масштабах времени интенсивность космических лучей, которые приходят на Землю от близких сверхновых, может меняться на сотни процентов и оказывать значительное влияние на климат планеты и ее биосферу.