3 февраля
10 422

Ученые выяснили причины появления кадмия в какао-бобах

5.1

Исследователи из США узнали, что всасывание кадмия шоколадными деревьями зависит от кислотности почвы, и предложили метод борьбы с этой напастью.

Шоколадное дерево / ©Getty images

Кадмий — тяжелый металл, который способен вызывать неблагоприятные последствия для человеческого организма, включая эндокринные нарушения или остеопороз. В контексте западных диет он считается канцерогеном. О том, что шоколад может содержать этот металл, известно давно. Для его концентрации даже существуют свои стандарты. В Евросоюзе, например, ограничения по кадмию в шоколаде варьируются от 0,1 до 0,8 миллиграмма на килограмм продукта (это зависит от его типа).

Но откуда тяжелый металл берется в любимом всеми лакомстве? Дело в том, что он присутствует в какао-бобах. Поэтому многие фермерские хозяйства теряют прибыль, не говоря уже об уменьшении количества качественного продукта. Хотя для того, чтобы получить серьезное отравление, необходимо съесть очень много шоколада.

Ученые годами искали факторы заражения какао кадмием, однако взятие множественных проб на различных участках произрастания шоколадного дерева привели к неоднозначным выводам. Исследователи из университетов Миссури и Иллинойса в Урбане-Шампейне (США) решили подойти к проблеме более масштабно и изучили факторы поглощения кадмия какао на всем поясе его произрастания, который находится примерно на 20 градусах широты по обе стороны экватора. Работа опубликована в журнале PLOS One.

Надо сказать, что и эти ученые стояли на плечах гигантов: они просто проанализировали данные других исследований и собрали их воедино. Кроме этого, авторы статьи использовали научную литературу, посвященную всевозможным аспектам произрастания какао в разных регионах.

Выяснилось, что всасывание кадмия шоколадным деревом зависит от pH-уровня почвы: чем она кислее (и чем больше в ней кадмия), тем более растворимым становится металл и тем больше он доступен для растения. В свою очередь, концентрация кадмия в почве зависит от местности. В более южных районах в почве присутствует больше химических веществ, в том числе этого металла. Результаты работы ученых уже могут иметь практическое применение: они предложили фермерам бороться с кислотностью почвы путем добавления в нее извести.

При этом исследователи признают, что для небольших хозяйств Южной Америки даже такой простой метод может быть связан с серьезными расходами, учитывая скромный заработок фермеров. Еще один выход из ситуации — выведение сортов какао, которые были бы способны к меньшему усвоению кадмия из почвы. Однако и такой вариант едва ли подходит аграриям, которые пытаются свести концы с концами.