13 января
7 843

Ученые узнали, почему так приятно разжевывать шоколад

5.1

Исследователи из Великобритании расшифровали физический процесс, который происходит во рту при разжевывании кусочка шоколада, когда он из твердого превращается в мягкую эмульсию, что многие люди находят очень приятным.

Ученые узнали, почему так приятно разжевывать шоколад / ©Getty images

Шоколад любит большинство россиян. Исследование 2021 года показало, что большая часть населения России тратит на сладости до одной тысячи рублей в месяц. Больше всего соотечественники предпочитают плиточный шоколад (30,6 процента респондентов) и торты (23,5 процента).

Ученые из Университета Лидса (Великобритания) применили аналитические методы из трибологии — науки, которая занимается исследованием и описанием контактного взаимодействия твердых деформируемых тел при их относительном перемещении. Область трибологических исследований — процессы трения, изнашивания и смазки, а конкретной работы английских ученых — механизмы взаимодействия шоколада и слюны во рту.

Изображение расплавленного темного шоколада, полученное с помощью конфокального микроскопа / ©phys.org

Результаты исследования представлены в журнале ACS Applied Materials & Interfaces. Анализ проводили с использованием темного шоколада класса люкс и с помощью искусственной 3D-поверхности, похожей на язык, разработанной в Университете Лидса. Ученые выяснили: когда кусочек шоколада соприкасается с языком, он выделяет жир, который обволакивает ротовую полость жировой пленкой. Она и способствует ощущению «гладкости» на языке, столь приятной многим людям.

При этом доля жира в шоколаде может быть разной, но его разжевывание все равно окажется приятным процессом. Большое количество жира в какао-продукте, однако, вредно для организма, поэтому ученые стремились понять, как сохранить неповторимые ощущения при поедании шоколада, но сделать его более здоровым. Они пришли к выводу, что есть смысл производить конфеты, которые будет покрывать слой жира, а внутри шоколадной массы его можно уменьшить.