06.09.2022
Анна Новиковская
1 330

Скрещивание Homo sapiens с неандертальцами могло привести к эволюционным преимуществам человека

3.5

У многих людей, живущих сегодня, присутствует незначительный процент ДНК, доставшийся от других видов людей, таких как неандертальцы, денисовцы и флоресские «хоббиты». Предположительно, межвидовое скрещивание играло важную роль в становлении современного человека, и наша эволюционная история напоминает не родовое древо, а переплетенную ткань ковра.

Ранний современный человек (слева) и неандерталец (справа) существовали вместе на протяжении тысячелетий, что неминуемо приводило к смешанным союзам / © phys.org

Ранее ученые полагали, что эволюционный успех современного человека разумного привел к полной замене архаичных видов людей новым, более конкурентоспособным видом, обеспечившим себе преимущество за счет сложных поведенческих адаптаций. Однако недавние исследования показали, что на самом деле процесс становления Homo sapiens «царем природы» был несколько сложнее.

Появляется все больше свидетельств того, что древние линии людей, такие как неандертальцы, не были абсолютными дикарями, лишь немного отличающимися от обезьян: они заботились о старых и немощных соплеменниках, создавали рисунки и предметы искусства, украшали себя птичьими перьями.

Теперь, похоже, старый миф о замене архаичных видов людей на новый будет окончательно развеян. Новое исследование показало, что человек современного типа неоднократно скрещивался с древними людьми, и смена видов произошла не столько с помощью конкурентного замещения, сколько посредством частичного замещения с ассимиляцией.

Чтобы собрать эти данные, ученым пришлось постараться: древняя ДНК редко сохраняется в ископаемых образцах, поэтому опознавать возможных гибридов в основном приходится по скелетам. Собрав большое количество ископаемых останков древних людей из верхнего палеолита Евразии, датируемых примерно 20-40 тысячами лет назад, ученые исследовали сохранившиеся фрагменты ДНК и проанализировали форму черепов, сравнив ее с черепами неандертальцев, живших до прихода человека разумного в Европу, и африканскими черепами Homo sapiens.

Исследователи особое внимание уделяли трем областям черепа: нижней челюсти, черепной коробке и лицу, где искали характерные признаки гибридизации, например аномалии зубов или необычные размеры. Эти черты и сегодня характерны для многих межвидовых гибридов млекопитающих, включая приматов.

Оказалось, гибриды неандертальцев и людей современного типа жили не только на Ближнем Востоке — месте контакта двух видов, — но и в Западной и Восточной Европе. К сожалению, не все останки сохранились достаточно хорошо, чтобы можно было провести полноценный геномный анализ и установить степень гибридизации, но авторы надеются, что их работа побудит исследователей внимательнее изучить эти окаменелости и объединить несколько линий доказательств для окончательного установления факта гибридизации.

Межвидовое скрещивание известно у десяти процентов видов современных животных, включая полорогих, медведей, псовых и приматов. Поскольку гибридизация приводит к появлению новых вариантов геномов, тасуя гены родительских видов, это может способствовать крайне быстрой эволюции, особенно при столкновении с новыми или изменяющимися условиями окружающей среды.

Таким образом, гибридизация, возможно, наделила древних людей генетическими и анатомическими особенностями, которые дали им важные преимущества при распространении из Африки по всему миру, что привело к появлению физически разнообразного и эволюционно устойчивого современного человека.