Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
15 октября
4 533

Ученые выяснили белковую причину успеха возбудителя туберкулеза

4.5

Туберкулез — страшное заболевание, возбудителем которого, по некоторым подсчетам, заражена примерно треть населения земного шара. Возбудитель туберкулеза, палочка Коха, эффективно противостоит человеческому иммунитету — и теперь китайские ученые нашли способ, с помощью которого бактерия избегает гибели в нашем организме.

Туберкулез обычно обнаруживают с помощью флюорографии, но на самом деле палочка Коха может присутствовать в нашем организме и в скрытой форме / © ovsalud.org

Во всем мире палочка Коха (Mycobacterium tuberculosis), возбудитель туберкулеза, — ведущая инфекционная угроза для общественного здравоохранения. От двух до трех миллиардов человек заражены этой бактерией, и ежегодно около полутора миллионов человек погибают от туберкулеза.

Несмотря на продолжающуюся разработку лекарств и вакцин, палочке Коха удается успешно противостоять человеческому иммунитету, используя множество стратегий выживания, чтобы избежать уничтожения иммунной системой. Сложные и динамичные взаимоотношения между бактерией и иммунитетом определяют возникновение, течение и исход туберкулезной инфекции.

На этот раз группе китайских ученых удалось выяснить еще один способ, которым палочка Коха противостоит иммунитету: она не дает зараженной клетке самоуничтожиться и вызвать воспалительную реакцию, которая мобилизует клетки иммунитета.

Коллектив, работавший под руководством профессора Лю Цуйхуа из Института микробиологии Китайской академии наук, изучил весь геном палочки Коха и все секретируемые ею белки, способные воздействовать на клетки хозяина. Поскольку палочка Коха относится к прокариотам, а человек — к эукариотам, различить собственные белки бактерии и те, что она использует для воздействия на организм хозяина, можно по некоторым особенностям их состава и строения.

После отбора те белки, которые подозревали в способности воздействовать на клетку хозяина, ученые подвергали дальнейшему анализу, пока из 201 белка не выделили один — протеинтирозинфосфатазу PtpB. Он сыграл ключевую роль в блокировке самоуничтожения клетки за счет ингибирования действия некоторых клеточных белков.

Любопытно, что для правильной работы PtpB необходимо связаться с убиквитином, «черной меткой», которая помечает все белки, предназначенные для разрушения. За счет блокировки работы убиквитина PtpB еще сильнее ослабляет иммунный ответ хозяина и повышает шансы бактерии на выживание.

Несмотря на непримечательный внешний вид, палочка Коха — один из самых страшных инфекционных возбудителей в мире, ежегодно уносящий жизни тысяч человек / © phil.cdc.gov

Открытие нового механизма избегания иммунного ответа позволит ученым разработать новые способы лечения туберкулеза за счет воздействия не на сам патоген, а на белки организма, которые он избрал своей мишенью.