Генетики выяснили, как туберкулез сформировал иммунную систему человека — Naked Science

Генетики выяснили, как туберкулез сформировал иммунную систему человека

4.5

Французские ученые узнали, как палочка Коха повлияла на геном человека за последние две тысячи лет.

Генетики выяснили, как туберкулез сформировал иммунную систему человека / ©Getty images

Работа опубликована в American Journal of Human Genetics. За последние несколько сотен и тысяч лет люди пережили не только изменения климата, но и всевозможные пандемии, включая туберкулез, чуму и испанский грипп. При этом туберкулез, вызываемый Mycobacterium tuberculosis, остается одной из главных причин смертности инфекционной природы во всем мире (по данным ВОЗ, от него гибнут свыше 1,5 миллиона человек ежегодно).

Эта инфекция вообще считается одной из самых смертоносных в истории — за последние две тысячи лет от нее умерли более одного миллиарда человек. Однако характер и темпы воздействия палочки Коха на нас остаются неизвестными. Ученые из Института Пастера и Парижского университета (Франция) проанализировали данные популяционной генетики, чтобы понять, как естественный отбор повлиял на ее формирование.

Недавние исследования показали, что вариант гена TYK2, названный P1104A, связан с повышенным риском заболевания после заражения палочкой Коха. Используя большой набор данных более чем из тысячи европейских геномов древнего человека, ученые обнаружили, что вариант Р1104А впервые появился свыше 30 тысяч лет назад и произошел от общих предков жителей Западной Евразии.

Дальнейший анализ показал, что частота этого варианта резко снизилась порядка двух тысяч лет назад. Это как раз то самое время, когда современные формы штаммов Mycobacterium tuberculosis стали преобладать. Авторы исследования выяснили, что в бронзовом веке вариант гена P1104A был более распространенным, чем в наши дни. И, вероятно, это было связано с повышенной заболеваемостью туберкулезом у людей того времени.

После крупномасштабных миграций анатолийских неолитических фермеров и евразийских степных жителей в Европу в течение последних десяти тысяч лет частота P1104A заметно колебалась. Но около двух тысяч лет назад начался резкий отрицательный отбор, который снизил распространение варианта этого гена примерно на 20 процентов, что можно назвать одним из самых заметных влияний такого рода на геном человека.

Исследование, проведенное на людях и грызунах, показало, что неприятные и порой мучительные симптомы синдрома отмены алкоголя ослабевают, если придерживаться кето-диеты.