Современный уровень биоразнообразия на суше мало отличается от того, что наблюдался последние 60 миллионов лет

Богатое разнообразие видов на суше — явление не новое: уровень биоразнообразия не сильно изменялся в течение последних 60 миллионов лет, вскоре после исчезновения динозавров. Согласно новому исследованию Университета Бирмингема, число видов на суше увеличивалось нерегулярно.

diversityonl

Прежде специалисты были уверены, что биоразнообразие поступательно увеличивается в течение геологического времени, то есть сейчас виды разнообразнее, чем это было десятки миллионов лет назад. Но создание точной картины того, как эволюционировали и развивались животные, задача не из легких, хотя бы в силу того, что ископаемые скелеты, которые находят археологи, со временем становятся менее и менее полными. Однако не стоят на месте и технологии: используя современные вычислительные методы, с помощью которых удается анализировать сотни тысяч окаменелостей, начинают выявляться закономерности, которые идут вразрез с общепринятой точкой зрения.

Сотрудники Университета Бирмингема совместно с другими исследователями из США, Великобритании и Австралии смогли изучить данные окаменелостей, собранные палеонтологами за последние 200 лет. Свое внимание ученые сконцентрировали на наземных позвоночных — самое раннее появление этой группы определяют почти 400 миллионов лет назад.

В ходе своей работы специалисты определили, что среднее число видов в экологических сообществах наземных позвоночных не увеличивалось в течение десятков миллионов лет. Их результаты, опубликованные в журнале Nature Ecology & Evolution, показывают, что взаимодействие между видами, включая конкуренцию за еду и территорию, ограничивает общее количество видов, которые могут существовать одновременно.

«Современные специалисты как правило считают, что биоразнообразие хаотично увеличивается в течение миллионов лет, а современное разнообразие сильно выигрывает по сравнению с прошлым. Однако наши результаты говорят об обратном: число видов в пределах наземных сообществ ограничивается в течение длительных периодов времени. Теперь наша задача — выяснить причины этого явления», — говорит ведущий автор исследования доктор Роджер Клоуз (Roger Close).

Среди разных факторов, из-за которых разнообразие остается на своем уровне, ученые называют то, что еда и территория, которые жизненно необходимы животным, ограничены. Борьба за эти ресурсы может остановить проникновение новых видов в экосистемы, сохранив гармонию между интенсивностью и скоростью образования новых видов и вымирания животных. Вместе с тем при крупном исчезновении видов из-за той или иной катастрофы разнообразие видов может начать увеличиваться быстрыми темпами, после чего снова последуют длительные периоды стагнации.

Согласно ученым, наиболее интенсивное развитие разнообразия среди наземных позвоночных произошло как раз после глобальной катастрофы, которая 66 миллионов лет назад стерла динозавров с лица Земли. Всего за несколько миллионов лет (довольно небольшой отрезок времени в этих масштабах) биоразнообразие увеличилось в два-три раза по сравнению с тем уровнем, который был на планете до катастрофы. Главная заслуга в этом, по мнению, Клоуза, принадлежит современным млекопитающим.

«Наша работа представляет собой пример сочетания значимости ископаемых и передовых статистических подходов для ответа на основные вопросы о происхождении современного биоразнообразия. Понимая, как биоразнообразие изменялось в прошлом, мы могли бы изучить вероятные долгосрочные последствия нынешнего кризиса разнообразия видов», — утверждает один из авторов работы профессор Ричард Батлер (Richard Butler).

Группа японских исследователей выяснила, что депрессию вызывает вирус герпеса шестого типа. Он находится в организме каждого человека в спящем состоянии, но реагирует на высокий стресс и приводит к развитию болезни. Ученые считают, что понимание механизмов его работы сделает диагностику депрессии на ранних стадиях эффективнее и поможет найти лекарство.