Разнообразие головоногих объяснили конкуренцией с рыбами — Naked Science

Разнообразие головоногих объяснили конкуренцией с рыбами

Ученые пришли к выводу, что рост разнообразия колеоидов хронологически совпадает с показателем лучеперых рыб.

1280px-nautilus_pompilius_3

Колеоиды (Coleoidea) представляют собой подкласс головоногих моллюсков (Cephalopoda), к которому относятся кальмары (Teuthida), осьминоги (Octopoda) и каракатицы (Sepiida). Эти животные обладают рядом уникальных эволюционных приспособлений, в частности реактивным движением и способностью значительно менять форму тела, которые помогают спасаться от хищников. Однако из-за отсутствия костного скелета останки колеоиды редко превращались в окаменелости, что затрудняет изучение их эволюции.

Чтобы восполнить пробел, ученые из Бристольского университета и других вузов использовали метод молекулярных часов. Он позволяет датировать происхождение таксонов от общих предков исходя из показателя накопления значимых мутаций, происходящего с примерно постоянной скоростью, и генетических различий между родственными видами и родами. Всего авторы рассмотрели 180 генов 56 видов головоногих моллюсков.

Сопоставление эволюции колеоидов с изменениями климата и ростом биоразнообразия рыб / ©Alastair Tanner et al., Proceedings of the Royal Society B, 2017

Результаты показали, что колеоиды родственны наутилусам (Nautilus), отделение от которых, как предполагается, произошло между силурийским и девонским периодами (415 миллионов лет назад). Это отделение сформировало две новые группы: десятирукие (каракатицы и кальмары) и восьмирукие (осьминоги и вампироморфы). Причем наиболее существенное биоразнообразие подкласса восходит к эпохе мезозойской морской революции (более 145–66 миллионов лет назад). В этот период активно развивалось придонное хищничество и, в частности, биоразнообразие лучеперых рыб (Actinopterygii).

По мнению ученых, полученные данные свидетельствуют о борьбе между классами, которая в случае колеоидов привела к возникновению уникальных эволюционных приспособлений.

Подробности исследования представлены в журнале Proceedings of the Royal Society B.