Эксперты о квантовых компьютерах
01.03.2017
Редакция Naked Science

Разнообразие головоногих объяснили конкуренцией с рыбами

Ученые пришли к выводу, что рост разнообразия колеоидов хронологически совпадает с показателем лучеперых рыб.

1280px-nautilus_pompilius_3

Колеоиды (Coleoidea) представляют собой подкласс головоногих моллюсков (Cephalopoda), к которому относятся кальмары (Teuthida), осьминоги (Octopoda) и каракатицы (Sepiida). Эти животные обладают рядом уникальных эволюционных приспособлений, в частности реактивным движением и способностью значительно менять форму тела, которые помогают спасаться от хищников. Однако из-за отсутствия костного скелета останки колеоиды редко превращались в окаменелости, что затрудняет изучение их эволюции.

Чтобы восполнить пробел, ученые из Бристольского университета и других вузов использовали метод молекулярных часов. Он позволяет датировать происхождение таксонов от общих предков исходя из показателя накопления значимых мутаций, происходящего с примерно постоянной скоростью, и генетических различий между родственными видами и родами. Всего авторы рассмотрели 180 генов 56 видов головоногих моллюсков.

Сопоставление эволюции колеоидов с изменениями климата и ростом биоразнообразия рыб / ©Alastair Tanner et al., Proceedings of the Royal Society B, 2017

Результаты показали, что колеоиды родственны наутилусам (Nautilus), отделение от которых, как предполагается, произошло между силурийским и девонским периодами (415 миллионов лет назад). Это отделение сформировало две новые группы: десятирукие (каракатицы и кальмары) и восьмирукие (осьминоги и вампироморфы). Причем наиболее существенное биоразнообразие подкласса восходит к эпохе мезозойской морской революции (более 145–66 миллионов лет назад). В этот период активно развивалось придонное хищничество и, в частности, биоразнообразие лучеперых рыб (Actinopterygii).

По мнению ученых, полученные данные свидетельствуют о борьбе между классами, которая в случае колеоидов привела к возникновению уникальных эволюционных приспособлений.

Подробности исследования представлены в журнале Proceedings of the Royal Society B.

Древние египтяне проводили сложную мумификацию своих умерших еще 4000 лет назад.

Астрономы впервые зафиксировали предполагаемую экзопланету за пределами Млечного Пути. Пока подобные планеты находили лишь в нашей Галактике и почти всегда на расстоянии не более трех тысяч световых лет от Земли.

К такому выводу пришли ученые из США. Кроме того, они опровергли распространенное мнение о том, что на эмоциональность женщин влияют гормоны яичников.