Ученые объяснили разнообразие теплокровных хищников в холодных водах
25.01.2019

Ученые объяснили разнообразие теплокровных хищников в холодных водах

Разнообразие видов в природе, как правило, увеличивается по мере движения к более теплым широтам. В новом исследовании ученые изучили любопытное исключение из этого правила: разнообразие повышается среди теплокровных морских хищников, таких как киты, тюлени и пингвины, в холодных водах.

whybiodivers

В исследовании, результаты которого опубликованы в журнале Science, сотрудники Университета штата Мичиган под руководством Джона Грейди (John Grady) выяснили, что холодные воды замедляют метаболизм рыб и акул, способствуя их «вялому» поведению, предоставляя млекопитающим и птицам важные охотничьи и конкурентные преимущества. Другими словами, от акул легче спастись, а рыбу легче поймать, когда вода холодная. Исследователи подтвердили свою догадку о том, что теплокровные хищники предпочитают охотиться там, где добыча медленная, несообразительная и холодная.

«Мы живем в эпоху быстрых изменений окружающей среды и утраты биоразнообразия. Понимание механизмов, которые привели к текущему пространственному распределению биологических видов, имеет решающее значение для сохранения его для будущих поколений», — утверждают авторы статьи.

В рамках исследования ученые разработали систему, которую применили для количественной оценки и обобщения географического распределения почти тысяч видов акул, рыб, рептилий, млекопитающих и птиц. Анализ этих данных показал, что теплокровные морские хищники, такие как тюлени, киты и пингвины, не следуют типичной географической схеме увеличения биоразнообразия вблизи тропиков. Выяснилось, что разнообразие этих хищников систематически увеличивается к полюсам относительно их хладнокровных конкурентов, таких как крупные акулы и прочие рыбы. По словам ученых, этот любопытный факт привел к развитию теории, представленной в статье, которая объясняет закономерности биоразнообразия с учетом относительной скорости хищников, преследующих свою жертву при различных температурах воды.

Магеллановы пингвины (Spheniscus magellanicus) возле острова Наварино, Чили / © Adam Wilson

Ученые нашли доказательства, подтверждающие эту гипотезу, при изучении моделей питания среди теплокровных тюленей и активно охотящихся китообразных (включая дельфинов, морских свиней, белух и нарвалов).

Горбатый кит (Megaptera novaeangliae), сфотографированный в бухте Кейп-Код у побережья штата Массачусетс, США / © Adam Wilson

«Анализируя глобальную структуру численности и потребления морских млекопитающих, мы обнаруживаем, что тюлени и дельфины вместе потребляют примерно в 80 раз больше доступной пищи вблизи полярных морей, чем у более теплого экватора. Это поможет объяснить, почему эти теплокровные хищники более многочисленны и разнообразны в холодных морях», — подытоживает Грейди.