Виды животных на крайних участках пищевой цепи эволюционируют быстрее, чем те, что посередине

В своей работе исследователи доказали, что скорость эволюции видов рыб, расположившихся в самом низу или самом верху пищевой цепочки, отличается от тех, что находятся между ними. Результаты исследования повлияют на рыбную промышленность и поддержку биоразнообразия коралловых рифов.

Согласно новому исследованию, опубликованному в журнале Nature Ecology and Evolution, виды рифовых рыб на крайних участках пищевой цепи — исключительно травоядные или исключительно хищники — эволюционируют гораздо быстрее, чем те виды, что находятся в середине пищевой цепи и имеют более разнообразный рацион. Результаты работы группы ученых под руководством Самуэля Борштейна (Samuel Borstein), сотрудника Университета штата Теннесси, ставят под сомнение современный взгляд на связь эволюции с положением вида в пищевой цепи.

До сих пор ученые думали, что виды, которые питаются разнообразной пищей, могут эволюционировать быстрее и демонстрировать большую вариативность в морфологии — таких физических аспектах, как размер, форма и цвет. Однако Борштейн с коллегами доказал обратное: быстрее развиваются виды с ограниченной диетой.

В ходе своего исследования ученые создали эволюционное «семейное древо», которое описывает типы взаимодействия более 1500 видов рифовых рыб, их место в пищевой цепи и разнообразие рациона. Они также оцифровали сотни фотографий рыб, чтобы собрать информацию о физических особенностях, которые важны для оценки их питания.

Полученная информация позволила исследователям проанализировать скорость, с которой эволюционирует каждый вид.

«Объединив имеющиеся данные разных рыб, мы увидели, что изучение видов по отдельности, как это прежде делали, недостаточно для понимания широкомасштабных закономерностей», — утверждает Борштейн.

Результаты исследования также могут иметь последствия для сохранения видов, особенно когда речь идет о промышленности. Ученые подчеркивают, что многие из тех рыб, которые считаются главной целью рыбаков, находятся на краях пищевой цепи — это означает, что они также морфологически разнообразнее. Слишком интенсивная и неорганизованная ловля этих видов может радикально снизить функциональное разнообразие коралловых рифов.