Виды животных на крайних участках пищевой цепи эволюционируют быстрее, чем те, что посередине — Naked Science

В своей работе исследователи доказали, что скорость эволюции видов рыб, расположившихся в самом низу или самом верху пищевой цепочки, отличается от тех, что находятся между ними. Результаты исследования повлияют на рыбную промышленность и поддержку биоразнообразия коралловых рифов.

Согласно новому исследованию, опубликованному в журнале Nature Ecology and Evolution, виды рифовых рыб на крайних участках пищевой цепи — исключительно травоядные или исключительно хищники — эволюционируют гораздо быстрее, чем те виды, что находятся в середине пищевой цепи и имеют более разнообразный рацион. Результаты работы группы ученых под руководством Самуэля Борштейна (Samuel Borstein), сотрудника Университета штата Теннесси, ставят под сомнение современный взгляд на связь эволюции с положением вида в пищевой цепи.

До сих пор ученые думали, что виды, которые питаются разнообразной пищей, могут эволюционировать быстрее и демонстрировать большую вариативность в морфологии — таких физических аспектах, как размер, форма и цвет. Однако Борштейн с коллегами доказал обратное: быстрее развиваются виды с ограниченной диетой.

В ходе своего исследования ученые создали эволюционное «семейное древо», которое описывает типы взаимодействия более 1500 видов рифовых рыб, их место в пищевой цепи и разнообразие рациона. Они также оцифровали сотни фотографий рыб, чтобы собрать информацию о физических особенностях, которые важны для оценки их питания.

Полученная информация позволила исследователям проанализировать скорость, с которой эволюционирует каждый вид.

«Объединив имеющиеся данные разных рыб, мы увидели, что изучение видов по отдельности, как это прежде делали, недостаточно для понимания широкомасштабных закономерностей», — утверждает Борштейн.

Результаты исследования также могут иметь последствия для сохранения видов, особенно когда речь идет о промышленности. Ученые подчеркивают, что многие из тех рыб, которые считаются главной целью рыбаков, находятся на краях пищевой цепи — это означает, что они также морфологически разнообразнее. Слишком интенсивная и неорганизованная ловля этих видов может радикально снизить функциональное разнообразие коралловых рифов.

Британцы впервые за долгое время решили переоснастить свой танковый парк, приняв на вооружение условно «новый» основной боевой танк на базе Challenger 2.