Сосуды головы помогали крупным динозаврам охлаждаться
17.10.2019

Сосуды головы помогали крупным динозаврам охлаждаться

Тираннозавры, диплодоки и другие самые большие динозавры спасались от перегревания, охлаждая голову активным дыханием или разеванием пасти.

Усиленное дыхание помогало диплодокам остужать сосуды в голове
Усиленное дыхание помогало диплодокам остужать сосуды в голове / ©Michael Skrepnick, Witmer Lab, Ohio University

Многие динозавры вырастали до весьма впечатляющих размеров. Это резко сокращало число хищников, способных охотиться на растительноядных, и расширяло возможности плотоядных ящеров. Однако с большим телом приходят новые проблемы, прежде всего — необходимость эффективно охлаждаться. С увеличением размера площадь поверхности растет заметно медленнее, чем объем, и рассеивание тепла затрудняется. Животному требуется активная терморегуляция.

Один из ее методов широко используют млекопитающие: подходящие к коже сосуды расширяются, отдавая избыток тепла в окружающую среду и охлаждая кровь. Особенно интенсивно это происходит в определенных участках тела, на которых выделяется и испаряется жидкость, унося тепловую энергию. Ругер Портер (Ruger Porter) и Лоуренс Уитмер (Lawrence Witmer) из Университета Огайо решили проверить, могли ли крупные динозавры использовать этот подход, охлаждая свои огромные тела.

Для этого ученые рассмотрели окаменелые черепа динозавров и костные останки их живых родственников — рептилий и птиц. Об этом они пишут в статье, опубликованной в журнале The Anatomical Record. С помощью компьютерной рентгеновской томографии авторы смогли реконструировать трехмерную сеть сосудов головы у древних и современных животных, обнаружив, что крупные динозавры действительно были способны охлаждаться за счет густых сосудистых сетей, подходящих к поверхности тела в определенных областях.

Разные рептилии использовали для этого разные участки: так, диплодоки и другие представители растительноядных зауропод с длинными шеями охлаждались за счет сосудов в ротовой полости и в ноздрях и, чтобы не перегреться, должны были активно и тяжело дышать. «Носом» охлаждались панцирные анкилозавры. А вот хищные тероподы, такие как аллозавры и тираннозавры, использовали для этого дополнительную воздухоносную пазуху, соединенную с мышцами челюсти, и для охлаждения им требовалось старательно открывать и закрывать рот.