11.12.2020
4 780

Собаки оказались способны «диагностировать» Covid-19

4.8

Экспериментальное исследование показало, что специально обученные собаки могут улавливать запах пациентов, заразившихся коронавирусом.

Собаки оказались способны «диагностировать» Covid-19 / ©Getty images

Работа опубликована в журнале PLOS One. Известно, что собаки способны обнаруживать различные типы взрывчатки, незначительные следы наркотических веществ, с их помощью проводят поиски и спасательные операции. Есть данные, что эти животные могут даже выявлять онкопатологию у своего хозяина.

Французские и ливанские ученые показали, что специально обученные собаки способны также улавливать запах людей, заразившихся коронавирусом. В эксперименте участвовали 177 человек (примерно половина из которых болели Covid-19) и шесть профессиональных собак, обученных к подобного рода дрессуре.

Часть собак справилась с таким тестом на 76 процентов, а часть — на все 100 процентов. В каждом сеансе эксперимента образцы с запахом пота здоровых и больных людей помещали в специальные емкости, которые показывали каждой из собак одновременно. Ни дрессировщик, ни животное заранее не знали, в какой из емкостей окажется «инфицированный» образец.

Ученые, правда, до сих пор не вполне понимают, что именно «вынюхивают» четвероногие помощники. Однако они полагают, что после того, как коронавирус проникает в клетки нашего тела, он расщепляет определенные молекулы, которые попадают в окружающую среду через пот, дыхание, слюну и другие биологические жидкости, образуя летучие органические соединения.

Их-то, вероятно, и улавливает сверхчувствительный собачий нос, имеющий до 300 миллионов обонятельных рецепторов (для примера: у человека таковых всего порядка шести миллионов). Примерно то же происходит при «обнаружении» собаками определенных видов рака. Ученые указывают и на недостатки своего исследования: к примеру, одни и те же образцы порой показывали собакам несколько раз.

Значит, они могли попросту запомнить «правильный» ответ. Впрочем, даже те животные, которые нюхали пот впервые, по большей части верно определяли наличие в нем следов вируса. Специалисты говорят, что нужны дополнительные исследования, однако уже есть основания полагать, что собаки способны заменить долгую и дорогостоящую процедуру тестирования на Сovid-19 в общественных местах, например в аэропортах.