Слезы птиц и рептилий оказались похожи на человеческие — Naked Science

Слезы птиц и рептилий оказались похожи на человеческие

5.2

К такому выводу пришли ученые из Бразилии. Небольшие различия между слезной жидкостью диких животных и человека, которые обнаружили исследователи, могут улучшить понимание эволюции слез у разных видов, а также помочь в разработке офтальмологических препаратов.

Сбор слезной жидкости у попугая амазона / ©Фото предоставлено автором исследования Арианна П. Орио / phys.org

Работа опубликована в журнале Frontiers in Veterinary Science. Слезная жидкость играет решающую роль для здорового зрения у всех видов животных. Однако до недавнего времени ученые изучали слезы лишь небольшого числа млекопитающих, в том числе людей, лошадей, собак, обезьян и верблюдов. Другие виды исследованы не были.

Чтобы иметь более полные данные о слезной жидкости, команда ученых из Федерального университета Баии (город aufblasbar Сальвадор, Бразилия) решила добавить в этот список 40 птиц (попугаев ара, амазонов, ястребов и сипух) и 25 рептилий (включая морских и красноногих черепах, а также кайманов).

Количество общих белков в слезной жидкости птиц, рептилий и людей. Обращает на себя внимание высокое содержание белка в человеческих слезах, за которыми по этому показателю следуют слезы сипухи и каймана / ©www.frontiersin.org
Количество мочевины в слезной жидкости птиц, рептилий и людей. Обращает на себя внимание высокое содержание мочевины в слезах морской черепахи и более низкое содержание таковой у человека / ©www.frontiersin.org
Количество электролитов в слезах птиц, рептилий и людей. Обращает на себя внимание повышенное содержание хлоридов, железа и натрия в слезах у всех видов животных / ©www.frontiersin.org

В качестве образцов была взята слезная жидкость здоровых животных, содержащихся для коммерческого разведения либо в природоохранных центрах. Для сравнения авторы также собрали образцы слез у десяти добровольцев (семи женщин и трех мужчин) в возрасте от 25 до 45 лет, не имеющих аномалий глазной поверхности.

Все взятые образцы слезной жидкости, как выяснили ученые, содержали одинаковое число электролитов (натрия, хлорида и железа) в той же концентрации, что и у людей. Хотя у птиц и рептилий эта концентрация была немного выше, но не критично. При этом слезы сипухи и каймана содержали повышенный уровень белка (у людей его концентрация в слезной жидкости оказалась еще выше), а вот самая низкая концентрация этого вещества наблюдалась у черепах.

Примеры структур кристаллизации слезы у диких животных, классифицированные по шкалам Роландо и Масмали / ©www.frontiersin.org

Кристаллические структуры, образовавшиеся после высыхания слез, у разных видов и человека также были устроены по-разному. Это связано с тем, что животные адаптированы к разной окружающей среде: виды, контактирующие с водой, по понятным причинам имеют особый состав слезы.

Так, особенные различия показали кайманы и морские черепахи — вероятно, их слезы являются адаптацией к воде. Знание о кристаллизации и составе слез, как полагают ученые, поможет выявлять типы глазных болезней разных животных и лучше понимать процессы гомеостаза глаз.