Российские ученые «воскресили» коловраток из древней мерзлоты — Naked Science

Российские ученые «воскресили» коловраток из древней мерзлоты

5.5

Миниатюрные коловратки провели 24 тысячи лет замороженными, но теперь благополучно оттаяли, вернулись к нормальной жизни и даже завели потомство.

Коловратка под увеличением
Коловратка под увеличением / ©Michael Plewka

Около 24 тысяч лет провели микроскопические пиявковидные Bdelloidea погруженными в вечную мерзлоту на севере Якутии. Прежде ученые уже сталкивались с тем, что после замораживания эти животные благополучно оттаивают и возвращаются к нормальной жизни. Однако «воскрешение» существ, которые провели в таком состоянии дольше, чем продолжается история нашей цивилизации, — рекорд. Об этом сообщается в новой статье, опубликованной в журнале Current Biology.

Станислав Малявин и его коллеги из Института физико-химических и биологических проблем почвоведения (ИФХиБПП) РАН в подмосковном Пущино собрали образцы с глубины около 50 метров обнажившейся на обрывистом склоне якутской реки Алазея. Их возраст установили с помощью радиоуглеродного метода. Им 24 тысячи лет, значит, коловратки лишь немного младше 30-тысячелетних нематод Колымы, которых Малявин и его соавторы «воскресили» три года назад. Эти Bdelloidea — древнейшие из ныне живых коловраток.

Коловратки — отдельный тип животных. Это крошечные пресноводные и почвенные организмы, напоминающие миниатюрных червей. Их отличительная черта — «коловращательный аппарат», группа подвижных ресничек, которые используются и для движения, и для захвата пищи. Генетический анализ «воскрешенных» коловраток показал, что они относятся к роду Adineta. Из нескольких десятков животных, найденных в образцах, многие снова проявили активность после оттаивания и даже начали воспроизводиться с помощью бесполого партеногенеза. Таким образом коловратки дали потомство, которое моложе их самих на десятки тысяч лет.

Стоит сказать, что Bdelloidea известны своей способностью впадать в состояние криптобиоза, чтобы пережидать неблагоприятные условия: холод, голод, нехватку кислорода. Их можно назвать чемпионами выживания наряду с такими известными «неубиваемыми» животными, как тихоходки. Однако механизмы этих «сверхспособностей» еще слишком плохо изучены.