20.04.2021
6 049

Российские ученые секвенировали геном вымершей стеллеровой коровы

4.5

Анализ геномов морских коров показал, что эти малоподвижные животные были обречены вымереть задолго до встречи с человеком.

©Medium

Стеллеровы коровы были весьма крупными морскими млекопитающими, уступавшими в размерах разве что китообразным. Эти безобидные растительноядные животные вели почти неподвижный образ жизни и паслись среди водорослей, ближе к поверхности холодных вод северного Тихого океана. Стеллеровых коров открыли только географические экспедиции начала XVIII века, и уже через полсотни лет люди полностью перебили их, как ранее — маврикийских дронтов и множество других видов.

Ключевой вклад в исчезновение этих неповоротливых животных внесла активная охота на «морского бобра», калана, которая нарушила естественный баланс водорослевых «лесов» ламинарии. Впрочем, популяции этих неповоротливых животных начали исчезать задолго до XVIII века — благодаря охоте, которую люди вели на них еще со времен палеолита. А новая работа российских биологов показывает, что стеллеровы коровы были обречены задолго до своей первой встречи с охотниками. Статья ученых опубликована в журнале Nature.

Команда под руководством Алексея Тихонова из Зоологического института РАН и Артема Недолужко, работающего в норвежском Университете Норд, обратилась к останкам стеллеровых коров, которые хранятся в Музее Мирового океана в Калининграде. Из них ученым удалось извлечь и секвенировать образцы ядерной и митохондриальной ДНК. Размеры геномов составили 1,24 миллиарда пар нуклеотидов и 17 тысяч пар соответственно.

Сравнив результаты секвенирования разных образцов, авторы показали, что генетическое разнообразие популяций стеллеровой коровы было чрезвычайно мало — сравнимо с тем, что наблюдалось в популяции последних мамонтов, живших на острове Врангеля около 4000 лет назад. По-видимому, главной проблемой этих животных были не столько люди, сколько изменения климата, связанные с завершением последнего оледенения около 20 тысяч лет назад.

Потепление вызвало повышение уровня Мирового океана и существенное сокращение площади мелководных водорослевых «плантаций», на которых паслись морские коровы. Неспособные погружаться на глубину, чтобы осваивать новые экологические ниши, они испытывали все усиливающийся дефицит ресурсов, а популяции фрагментировались, разделенные районами, недоступными для этих животных. Около 5000 лет назад, когда уровень моря стабилизировался, судьба их была предрешена.