25.08.2017
Редакция Naked Science
1 285

Установлены причины разного описания додо европейцами

На острове Маврикий когда-то жили крупные нелетающие птицы додо. Они исчезли всего четыреста лет назад, но обстоятельства сложились так, что об их жизни почти ничего не известно.

0_11d8ca_fe5088d5_orig
©Wikipedia / Автор: Екатерина Лебедева

Птица додо (маврикийский дронт, Raphus cucullatus) жила на острове Маврикий очень давно. Самому острову около 10 миллионов лет, возник он в результате вулканической деятельности и частью более крупных массивов суши никогда не был. Когда-то, после его формирования, туда прилетели предки додо, относившиеся в семейству голубиных, да так там и остались.

Остров был неплохим местом. Там было много еды и совсем не было хищников, от которых надо было бы спасаться в воздухе. Ближайшие предки додо потихоньку отучились летать — эта способность на острове сулила одни хлопоты в виде высоких энергозатрат, поддержания «ажурной» конструкции скелета и риска быть унесенным ветром в море.

А потом на Маврикии появились мореплаватели. Сначала арабы, но они как-то не оставили значимых следов своего присутствия. Чуть позже пришли европейцы. Эти стали вырубать леса, а главное, завезли на остров крыс, свиней и даже макак-крабоедов. Додо не выдержали комбинированного наступления цивилизации и где-то под конец XVII века вымерли.

Все, что мы знаем об этой птице сейчас, имеет своим источником либо костные останки, либо свидетельства голландских и, реже, английских мореплавателей, посещавших Маврикий в XVII веке. Письменных источников мало, и они лаконичны — никто из их авторов не предполагал, что потомки будут штудировать их письма с такой целью.

Одной из непонятных особенностей источников является различие описания внешности дронтов у разных авторов. Как будто они видели разных птиц, имевших то нормальные перья, то пух, то одно и другое вперемешку.

Команда биологов из Южной Африки решила разобраться с этой и другими загадками. Строго говоря, их работа была посвящена всему жизненному циклу додо, но мы все равно будем иметь в виду оперение как самый внешне заметный фактор.

Коллектив, возглавляемый Дельфином Ангстом из Университета Кейптауна, обнаружил, что жизненный цикл додо развился в соответствии с сезонными циклами погоды на Маврикии. Задача птицы состояла в том, чтобы выдержать суровые погодные условия и нехватку еды в период с ноября по март.

«Птичий пейзаж» работы Руланта Севери, 1628 год. Дронт виден в правом нижнем углу

Пережив тяжелые времена, птицы линяли, сбрасывая старое оперение. К июлю они имели свеженькие перья, а в августе начинался новый сезон размножения. Видимо, сообщения о дронтах, одетых в пух, относились именно к периоду линьки. Надо заметить, что нелетающей птице, да еще в теплом климате, проще линять — это можно делать не торопясь.

Для анализа были использованы 22 кости от разных особей. За единственным исключением это были кости ног. На Маврикии их вообще находят чаще всех остальных. Останки додо обычно приурочены к болотам, в которых нижняя часть тела имеет лучшие шансы на захоронение, — верхнюю растаскивают падальщики.

Некоторые из птиц, судя по костям, были молоды: их кости носят следы быстрого роста. Другие кости имели большие полости, образовавшиеся при линьке. По мнению авторов работы, факт их образования свидетельствует о повышенном расходе кальция при росте новых перьев. Кальций брался из костной ткани.

Две кости принадлежали самкам. Они содержат специализированную ткань — медуллярную кость, которая является источником кальция при формировании скорлупы.

Сам факт сезонной линьки у птиц не является открытием, но его никто и никогда не отмечал у дронта, вымершего еще до появления орнитологии как науки. Интерес представляет даже не столько сама линька, сколько способность современной науки установить ее факт.