23.12.2020
1 310

Размер мозга влияет на плотность популяций млекопитающих

4.3

Ученые показали, что млекопитающие с большим мозгом, как правило, менее многочисленны на тех или иных территориях, чем животные с маленьким мозгом.

Размер мозга влияет на плотность популяций млекопитающих / ©getty images

Исследование опубликовано в Journal of Animal Ecology. Экологи давно заметили, что разные организмы населяют естественную среду с разной плотностью, но какие конкретно факторы определяют эту плотность — до сих пор считается одной из нерешенных проблем в науке.

Ведь количество многих видов сильно варьируется в зависимости от местности — причем даже среди похожих животных, занимающих одну экологическую нишу. Такие знания важны для сохранения видов, поскольку низкая численность популяций может привести к их вымиранию.

Международная группа ученых под руководством специалистов из Редингского университета (Великобритания) впервые изучила связь между размером мозга и плотностью популяций сухопутных нелетающих млекопитающих. При помощи статистических моделей, которые ученые применили для 656 видов, они пришли к выводу, что для всех млекопитающих есть общая тенденция: чем больше мозг, тем меньше плотность популяции.

Так, этот показатель для берберской обезьяны (магот), обитающей на Гибралтаре, при массе тела в 11 килограммов и 95-граммовом мозге в среднем составляет 36 особей на квадратный километр. А у сиамангов — приматов, относящихся к гиббонам — с похожей массой тела, но мозгом в 123 грамма средняя численность популяции почти в три раза ниже: 14 особей на квадратный километр.

Значит, такая тенденция справедлива даже для тех видов, которые имеют сходную диету и массу тела: те из них, кто обладает мозгом большего объема, менее многочисленны. По мнению исследователей, это может быть связано с тем, что большой мозг расходует много энергетических ресурсов, а поэтому требует много пищи.

Конечно, размер мозга — не единственное, что воздействует на плотность популяции. На это оказывают влияние и окружающая среда, и наличие конкурентов. Поэтому, по словам специалистов, нужны дальнейшие исследования. Однако общая корреляция между размером мозга и численностью прослеживается уже на этом этапе.