Какие профессии востребованы сегодня?
Михаил Орлов

Крысы начали опылять цветки фейхоа

3.1

Молодой натуралист из Колумбии Карлос Маталлана-Пуэрто провел много часов, наблюдая за животными, которые появлялись на растущих под его окнами деревьях фейхоа. Он смог выяснить, что их цветы чаще всего опыляют обыкновенные серые крысы, привлеченные сладкими лепестками.

Крыса посещает цветок фейхоа
Крыса посещает цветок фейхоа / © Carlos Matallana-Puerto

Молодой биолог Карлос Маталлана-Пуэрто (Carlos Matallana-Puerto) сейчас завершает обучение в Университете Кампинаса (Бразилия) и специализируется на растениях. Когда он слушал курсы о сложных взаимоотношениях цветковых растений и животных-опылителей, то вспомнил, как в его родной Колумбии многие замечали, что серые крысы (Rattus norvegicus) почему-то лазают по цветущим деревьям. По собственному признанию, биолог не раз замечал нечто подобное.

Поэтому у него возникла гипотеза: городских грызунов со славой разносчика инфекции привлекают цветки деревьев фейхоа (Acca sellowiana). Следовательно, крысы могли в полном смысле слова стать опылителями этого важного плодового растения.

Карлос имел на то все основания, ведь 87,5 процента видов цветковых (покрытосеменных) растений зоофильны, то есть распространяют свою пыльцу с помощью животных. Среди них немало млекопитающих — целых 343 вида, в том числе ряд летучих мышей, африканские прыгунчики, лемуры, хоботноголовый кускус и даже некоторые представители отряда грызунов.

Молодой человек в этой ситуации поступил как настоящий натуралист: обустроил площадку для наблюдения в собственном жилье. С помощью видеокамер и бинокля Карлос следил за растущими по соседству 22 деревьями фейхоа и фиксировал, какие животные показываются среди их ветвей. В общей сложности биолог провел за этим делом 60 часов.

Как ни странно, птиц он почти не видел — всего шесть особей двух местных видов. В то же время 88 процентов посещений цветков пришлось на пресловутую серую крысу: ученый наблюдал этого грызуна на ветках ни много ни мало 43 раза.

Известно, что цветки фейхоа не имеют запаха и не выделяют нектар, — именно их растения чаще всего используют, чтобы приманить опылителей. Что же привлекало крыс и птиц в этом случае? Оказалось, животные поедали крупные лепестки дерева. Доктор Жуан Кустодиу Фернандеш Кардозу (João Custódio Fernandes Cardoso), коллега Карлоса и соавтор новой статьи в престижном журнале Ecology, уверенно утверждает, что лепестки эти очень сладкие на вкус.

Любопытно, что закусывает цветками фейхоа крыса (ночное по своей природе животное) исключительно в светлое время суток. Ночью эти цветки, как и многие другие, закрыты.

«Я был очень удивлен, потому что, хотя с самого начала мне были известны все эти истории (о крысах на деревьях. — Прим. ред.), я не обращал на них особого внимания, — признается Карлос. — Но затем я начал исследование и был просто поражен, поскольку все это вдруг приобрело смысл».

Выходит, ученым удалось наблюдать в Южной Америке начало необычного симбиоза. Растения фейхоа росли там всю свою историю, а вот крыса, которая когда-то жила только в Азии, а сейчас распространена повсеместно, прибыла в Колумбию совсем недавно — вместе с европейцами.