Космос под ногами: спецпроект Naked Science о космонавтике и «трудной» нефти
Читать
08.12.2022
Анна Новиковская

Отрави меня нежно: муравьи делятся ядом с сородичами, чтобы защитить их от болезней

3.5

Яд огненных муравьев смертельно опасен, но сами муравьи так не считают. Они даже делятся ядом с сородичами, чтобы предотвратить вспышки болезней внутри гнезда.

Для огненного муравья отравить ближнего своего значит позаботиться / © gushiciku.cn

Огненные муравьи известны как жуткие «маленькие машины смерти», чей яд вызывает жгучую боль, сравнимую с болью от ожога. Только в США от этих насекомых ежегодно страдают около 14 миллионов человек, и если одни испытывают только боль, других яд муравья может довести до анафилактического шока

Но то, что для человека — опасный яд и источник потенциальных проблем со здоровьем, для самих муравьев — приспособление для охоты, средство защиты от хищников и даже… лекарство. Распространяемый внутри колонии муравьиный яд работает как антибиотик широкого спектра действия, подавляя рост опасных патогенов.

Поскольку муравьи-фуражиры (те, что обеспечивают сбор пищи и ее доставку в гнездо) часто контактируют с различными грибками, бактериями и микроорганизмами, а по возвращении домой делятся пищей с собратьями, муравьям приходится каким-то образом заботиться о собственном здоровье. И самый надежный способ сделать это — принять антибиотики в виде порции яда или продезинфицироваться, будучи опрысканным из ядовитой железы сородича.

Оказалось, взрослые муравьи постоянно делятся ядом друг с другом, выделяя его и распрыскивая на окружающие поверхности или позволяя находящимся рядом сородичам самостоятельно получить дозу «лекарства». Также рабочие скармливают яд личинкам, которые особенно уязвимы перед патогенами, но сами вырабатывать яд еще не умеют.

Когда зарождается новая колония, самка-основательница, получившая порцию яда в родительском гнезде и хранящая его в зобике, кормит ядом всех вылупившихся личинок. Это продолжается, пока не появится первое поколение рабочих муравьев, после чего уже они начинают заботиться о подрастающих личинках.

Таким образом, огненные муравьи развили не только индивидуальный, но и социальный иммунитет, основанный на постоянном взаимодействии членов колонии и разделенном ими яде.

Исследование опубликовано в журнале Journal of Insect Physiology.