08.12.2022

Международная группа ученых узнала, что гены, отвечающие за табакокурение и употребление спиртного, характерны не только для предков европейцев, но и других рас.

Гены, связанные с употреблением алкоголя и табака, оказались общими для европейцев, африканцев и азиатов / ©Getty images / Автор: Александр Литвинов

Употребление алкоголя и табака относят к наследуемому поведению. С этими вредными привычками связано 15 и пять процентов смертей во всем мире соответственно: они повышают развитие рака и сердечно-сосудистых заболеваний. Хотя пьют и курят в любом уголке планеты, исследования общегеномных ассоциаций проводили в основном на предках европеоидов.

Международная команда ученых, в которую вошли специалисты из университетов Миннесоты, Дьюка, Медицинского колледжа штата Пенсильвания (США), Медицинского исследовательского института Бергхофера (Австралия), Тартуского университета (Эстония), Медицинского центра национальной обороны (Тайвань) и многих других научных организаций решили исправить этот недочет и провели большое комплексное исследование, посвященное генам употребления спиртного и табакокурения. Свои выводы ученые представили в журнале Nature.

Анализ данных основывался на 3,4 миллиона человек, 21 процент из которых составляли неевропейцы. Помимо открытых ранее генов, при помощи машинного обучения у них выявили более 1900 дополнительных генов, связанных с употреблением алкоголя и табака. Большинство этих генов были схожи у людей с европейскими, африканскими, американскими и азиатскими корнями.

«То, что одни и те же гены связаны с аддиктивным поведением у предков разных народов, выглядит многообещающе. Наличие более надежных и разнообразных данных поможет нам разработать инструменты прогнозирования факторов риска, которые можно применить ко всем группам населения», — заявил профессор Менчжэнь Лю из Университета Миннесоты.

При этом функции большинства из выделенных учеными генов пока не известны. Команда намерена изучить их предназначение и понять, насколько они влияют на риск развития аддиктивного поведения.