24.07.2022
Анна Новиковская
2 709

По мере снижения разнообразия насекомых растения могут начать сражаться за опылителей

3.0

Мир переживает тревожное событие — резкое сокращение видов и ареалов обитания насекомых, что потенциально может привести к повышению конкуренции между цветковыми растениями, которые зависят от их шестиногих опылителей. Как итог за вымиранием насекомых неминуемо последует вымирание растений, особенно редких и малочисленных видов.

При высоком разнообразии возможных опылителей растения почти не конкурируют друг с другом, однако вскоре эта ситуация может измениться / ©goodfon.com / Автор: Никита Тарасов

Растения могут пойти на многое, чтобы соблазнить опылителей и заставить их сесть именно на их цветы. Они источают сладкий аромат нектара, имитируют запах гниющей плоти (это привлекает мух) или даже подражают запаху готовых к спариванию самок, чтобы привлечь внимание самцов.

Большинство опылителей посещают несколько видов растений, и как правило это не вызывает проблем, ведь вокруг еще много голодных мух, пчел, ос и бабочек. Но теперь становится ясно, что по мере сокращения числа потенциальных переносчиков пыльцы конкуренция между растениями усиливается и даже может привести к своеобразной безмолвной войне.

Чтобы проверить эту гипотезу, группа исследователей решила поставить полевые эксперименты в Швейцарии, сравнивая взаимодействие однолетних цветковых растений на 80 экспериментальных площадках, площадью около двух квадратных метров. На некоторых участках ученые переносили пыльцу с цветка на цветок вручную, «выравнивая» интенсивность опыления, на других полагались на естественных опылителей, после чего сравнивали результаты.

Затем было проведено дополнительное исследование на 22 участках, где цветы мог опылять только один вид насекомых: такая ситуация имитировала резкое сокращение биоразнообразия насекомых, например в результате распространения смертельного заболевания.

Оказалось, что при обычных условиях все цветковые растения вполне мирно уживались друг с другом, а вот сокращение числа опылителей привело к дестабилизации их взаимоотношений. Если при изобилии насекомых переносчиков пыльцы хватало всем, то при сокращении их числа в выигрыше оказались более распространенные цветы, обладающие яркими лепестками, а редкие и малопривлекательные виды начали испытывать дефицит опылителей.

Чернушка полевая, или дикий укроп, обладает менее привлекательными цветами, чем, скажем, мак, и из-за этого может остаться без опылителей при сокращении числа насекомых / © wikipedia.org

Вдобавок оказалось, что некоторые распространенные виды с яркими лепестками, например маки, производят семена в три раза эффективнее при ручном опылении. Команда исследователей предположила, что такие растения сдерживают свой потенциал ради растений-соседей, чтобы сохранять баланс в их сообществе. Тем не менее их «альтруизм» длится до определенного момента, и как только конкуренция за опылителей пересиливает ценность от сохранения всего растительного сообщества, даже маки становятся «эгоистами», стремящимися выжить за счет соседей.

Результаты исследования не могут не вызвать беспокойства у экологов — ведь все данные были собраны на относительно небольшой территории и за очень короткие сроки. Если растительные сообщества так быстро могут прийти в нестабильное состояние, то более масштабные изменения в разнообразии насекомых могут привести к резкому и стремительному сокращению числа видов однолетников, а в перспективе и многолетников. Чтобы предотвратить это, людям стоит озаботиться сохранением как можно большего числа видов насекомых (например, более осторожно применять сельскохозяйственные пестициды) и местных видов растений, которые можно использовать при озеленении городов или на личных участках.

Исследование опубликовано в журнале Nature.