25.07.2022

Астрономы обнаружили возможные планеты у катаклизмических переменных звезд

5.3

Планета способна влиять на перетекание вещества от одной звезды на вторую, меняя яркость их двойной системы. Это позволяет заметить планеты, вращающиеся вокруг катаклизмических переменных пар.

Ландшафт планеты в далекой катаклизмической переменной системе: взгляд художника / ©Debahni Selene, Lopez Morales, Departamento de Imagen y Difusion FIME-UANL / Автор: Godefridus Victorinus

Катаклизмические переменные — это двойные системы, и яркость их меняется по мере движения одной звезды вокруг другой. Однако иногда такие изменения не совпадают с орбитальным периодом системы, что может свидетельствовать о наличии там невидимой телескопам планеты. К этому выводу пришли авторы новой статьи, опубликованной в журнале MNRAS. Астрономы полагают, что аномалии в яркости позволят обнаружить новые экзопланеты даже в таких переменных системах.

Катаклизмическими переменными называют звезды, которые время от времени резко меняют свой блеск, резко вспыхивая, а затем медленно угасая. Они бывают разных типов, но всегда состоят из двух звезд, вращающихся друг вокруг друга. Одна из них намного массивнее, горячее и плотнее своего партнера и постепенно перетягивает его вещество на себя. Как правило, такую пару составляют белые карлики (средней массой 0,75 солнечной и по размерам сравнимые с Землей) и красные (массой 0,1-0,3 солнечной и диаметром порядка 0,2 диаметра Солнца).

Перемещаясь от красного карлика к белому, материя обычно образует аккреционный диск, который сильно нагревается и порой начинает излучать ярче, чем даже сами звезды. Оттуда она падает на поверхность белого карлика, и, когда на нем накапливается достаточно вещества, там начинаются новые термоядерные реакции, заставляющие переменную резко — на масштабе нескольких часов или дней — вспыхивать. После исчерпания «лишнего» газа реакции звезда постепенно затухает, чтобы снова вспыхнуть через несколько либо даже тысяч лет.

Однако если в такой системе присутствует третье, невидимое для телескопов тело, его гравитация должна влиять на перетекание вещества от звезды-донора, а значит, и на излучение аккреционного диска. Яркость таких катаклизмических переменных может меняться, не совпадая с периодом обращения пары звезд вокруг друг друга. Именно такие объекты — LU созвездия Жираф, QZ Змеи, V1007 Геркулеса и BK Рыси — рассмотрели в своей новой работе Карлос Чавес (Carlos Chavez) и его коллеги из Автономного университета Нуэво-Леон в Мексике. Их расчеты показали, что как минимум в двух из этих четырех систем могут присутствовать планетоподобные тела.

Ученые полагают, что в скором будущем такой подход найдет применение в поиске новых экзопланет. Самый популярный сегодня транзитный метод позволяет замечать далекие планеты по изменению блеска их звезд в те моменты, когда планеты частично закрывают их, проходя по своей орбите. При этом плоскость вращения планеты должна находиться на линии наблюдения, иначе затмения не произойдет. А вот изменения яркости катаклизмических переменных не зависят от их ориентации относительно нас. Возможно, они помогут обнаружить множество новых экзопланет, вращающихся под всеми углами вокруг таких неспокойных звездных пар.