Падальных мух предложили использовать для поисков химического оружия — Naked Science

Падальных мух предложили использовать для поисков химического оружия

4.6

Энтомологи разрабатывают методы обнаружения отравляющих веществ в кишечнике вездесущих насекомых-падальщиков.

©Jimmy Smith

Создание и применение химического оружия запрещены международными договорами. Несмотря на это, время от времени отравляющие вещества всплывают то в одном, то в другом конфликте. Поэтому проблема их обнаружения и мониторинга остается весьма актуальной, особенно в «горячих точках», где сбор образцов труден и часто опасен.

Поэтому ученые из Университета Индианы предложили использовать для получения проб обыкновенных падальных мух-каллифорид. Всем знакомо их сине-зеленое переливчатое тельце: такие двукрылые невероятно распространены и мигом слетаются на запах гниения. «Вам не нужно никого посылать собирать пробы. Достаточно наловить мух», — пояснила Кристин Пикар (Christine Picard), которая представила проект на виртуальной встрече Американского общества энтомологии.

Питаясь на телах погибших животных и людей или просто напившись «зараженной» воды, мухи сохранят и доставят образцы до ловушки: останется лишь проанализировать содержимое их кишечника. По словам ученых, они уже разработали методы, позволяющие уточнять, где именно кормились насекомые — на мертвых останках или фекалиях и какого именно вида животных. Однако сам проект находится лишь на ранних этапах.

Пока в ходе полевых экспериментов авторы подтвердили работоспособность своей идеи, скармливая мухам вещества, имитирующие фосфорорганические отравляющие соединения, но не наносящие такого вреда людям. Опыты показали, что эти вещества и продукты их метаболизма удается обнаружить в кишечнике насекомых даже две недели после поедания, хотя срок сильно зависит от текущих внешних условий — влажности, температуры и того подобного.

Любопытно, что одно из использованных веществ — дихлофос — не удалось детектировать по простой причине: оно вызвало стопроцентную гибель мух. В самом деле, многие отравляющие вещества смертельны и для насекомых, что ставит под сомнение эффективность самого подхода, о котором говорят американские энтомологи.