Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
22.04.2021
10 845

Отказавшиеся мигрировать на зиму киты возвестили о разрушении экосистемы Арктики

5.6

Аномальное поведение популяции гренландских китов зафиксировали по пению: вместо ежегодной миграции на юг они остались в Северном ледовитом океане и даже демонстрировали брачные ритуалы. Это необычное явление свидетельствует о серьезных сдвигах во всей водной экосистеме Арктики, виновато в которых, скорее всего, глобальное потепление.

©Save Whales

О причинах беспрецедентной аномалии ученые будут дискутировать еще долго, и для поиска наиболее достоверного ответа потребуются дополнительные данные. Но уже имеющаяся на руках канадских морских биологов информация говорит о главном: в экосистеме Северного ледовитого океана происходят серьезные изменения. Причем последствия их могут быть катастрофическими.

Согласно недавней публикации в рецензируемом научном журнале Лондонского королевского общества, значительная часть популяции гренландских (или полярных) китов осталась зимовать в заливе Амундсена. Обычно в начале осени порядка 20 тысяч гигантских животных мигрируют из моря Бофорта через Чукотское в Берингово. Там, на самом севере Тихого океана, они зимуют, а когда вода теплеет, снова повторяют путешествие длиной более шести тысяч километров в обратную сторону.

Но зимой 2018-2019-х что-то пошло не так — и ученые стали получать сообщения о встречах с гренландскими китами в заливе Амундсена. Эти прибрежные воды Канады служат обиталищем колоссальных морских животных только летом, поэтому аномалию бросились сразу изучать. За всю историю наблюдений подобного не происходило ни разу.

Сотрудники Университета Капилано (Виктории), Британская Колумбия, обратились к сети подводных акустических датчиков, которые расположены в арктических водах. При помощи специального программного обеспечения они обнаружили, что с октября 2018 года по апрель 2019-го от 0,5% до 3% записей содержат свидетельства присутствия гигантских млекопитающих. Эти станции наблюдения находятся в четырех локациях, где гренландские киты бывают только летом.

Причем, что самое удивительное, на некоторых записях слышно пение — такое поведение ученые ассоциируют с брачными ритуалами этих животных. В норме поиск пары и сам процесс спаривания у гренландских китов происходят весной или ранним летом, когда они еще путешествуют в межсезонье. Иными словами, что-то в календаре самых крупных обитателей местных вод серьезно изменилось.

Среди возможных причин такой аномалии морские биологи на первое место ставят глобальное потепление. Все остальные поводы не мигрировать могут влиять лишь косвенно или вовсе — прямое следствие изменений климата. Известно, что гренландские киты очень чувствительны к температуре воды: для них комфортен узкий диапазон между минус 0,5 и двумя градусами Цельсия. Если среда становится теплее, животные начинают испытывать буквальный перегрев и стремятся мигрировать севернее.

Сокращение ледовых покровов могло бы стать причиной для отмены ежегодной миграции. Но зимой 2015-2016 годов, когда льда было меньше всего за последние полвека, такой аномалии не наблюдалось. Да и китам по большому счету до льда дела нет: зафиксированы случаи, когда крепкие особи этого вида спокойно проламывали покров толщиной порядка 20 сантиметров. Морской исполин просто хотел есть и охотился за планктоном там, где нашел пищу, даром что сверху небольшая помеха наросла. А в местах обитания гренландских китов более толстый лед формируется редко.

Еще один возможный вариант — избегание хищников и защита ресурсов. Вероятно, из-за изменений климата зимой кормовая база в море Бофорта не слишком упала по сравнению с летом. Поэтому киты остались в заливе Амундсена, чтобы не уступить богатое пищей местечко возможным конкурентам.

Да и от косаток защищаться проще в знакомых водах. Тем более что дальнее путешествие сопряжено с риском встречи этих свирепых хищников, которые с каждым годом заплывают все южнее.