24.08.2020
Мария Кривоченко
9 692

Опубликован список животных, подверженных Covid-19

4.3

Ученые представили перечень 410 видов позвоночных, которые могут заразиться коронавирусом SARS-CoV-2. Оказалось, самому высокому риску подвержены человек и близкие к нему приматы. Исследование помогает понять, каким популяциям вирус угрожает сильнее всего и как он передается от животных к человеку.

©Калифорнийский университет в Дейвисе

Ангиотензинпревращающий фермент 2 (АПФ2) служит рецептором SARS-CoV-2 у человека — благодаря ему вирус попадает в клетки организма. Основную роль в этом играют 25 аминокислот АПФ2. Международная группа биологов изучила их и провела геномный и структурный анализы фермента у 410 видов позвоночных, чтобы понять, какие животные могут заболеть Covid-19. Подробности опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Ученые нашли связь между риском заразиться и тем, насколько аминокислотная последовательность АПФ2 у животных совпадает с человеческой. «Чем сильнее она отличаются, тем ниже риск заболеть», — рассказала Джоана Дамас, научный сотрудник Калифорнийского университета в Дейвисе и первый автор работы. Это наблюдение позволило биологам разделить животных на пять групп.

В группу самого высокого риска попали 18 видов приматов: узконосые обезьяны и гоминиды включая человека Во второй группе оказались грызуны, морские животные, олени и лемуры. У домашнего скота и кошачьих вероятность заболеть оказалась средней, а у свиней, лошадей, собак и некоторых других домашних животных — низкой. У сумчатых, рептилий, земноводных и птиц угроза заразиться вовсе стремится к нулю. «Полученные нами данные важны для определения популяций, которым SARS-CoV-2 может нанести наибольший вред», — добавил Харрис Левин, ведущий автор исследования и профессор Калифорнийского университета в Дейвисе. Полный список можно увидеть здесь.

Оказалось что примерно 40% видов, потенциально восприимчивых к SARS-CoV-2, по информации Международного союза охраны природы, находятся под угрозой исчезновения. В их число входят западная горилла, белощекий хохлатый гиббон и суматранский орангутан. Они подвержены крайне высокому риску заражения SARS-CoV-2 посредством рецептора AПФ2.

Ученые также выяснили, что угроза заражения напрямую связана с возможностью передавать вирус другим популяциям: чем выше риск, тем больше вероятность того, что животное сможет распространять SARS-CoV-2.

Авторы работы предупредили, что исследование еще нужно подтвердить экспериментально — пока оно не может считаться абсолютно точным. Тем не менее результаты значительно расширили список потенциальных промежуточных хозяев и выявили множество видов, которые могут подвергаться риску заражения SARS-CoV-2 через рецепторы AПФ2. В будущем это поможет определить, от каких видов коронавирус способен передаваться человеку.