25.06.2020
Денис Гордеев

У тромбоцитов обнаружили новую функцию

6.7

Форменные элементы крови, отвечающие за формирование тромбов и реакции свертывания, также в определенной степени препятствуют распространению опухолей в организме.

Микрофотография тромбоцитов
Микрофотография тромбоцитов / Graham Beards

Тромбоциты — небольшие безъядерные клетки крови. Их основные функции — формирование первичных пробок, которые закрывают места повреждения сосудов, и ускорение реакций плазменного свертывания. Недавно также было установлено, что эти форменные элементы крови играют важную роль в регенерации тканей, выделяя различные факторы роста и стимулируя тем самым рост и деление клеток.

Ученые из Уппсальского университета в Швеции обнаружили еще одну функцию тромбоцитов, проявляющуюся при развитии онкологических процессов. Во время экспериментов на модельных мышах исследователи показали, что эти элементы крови способны делать стенки сосудов избирательно непроницаемыми, тем самым снижая темпы распространения перерожденных клеток по всему организму.

Одно из веществ, которое выделяют тромбоциты, — белок PDGFB, тромбоцитарный фактор роста B. В раковых опухолях этот биохимический медиатор способствует привлечению в кровеносные сосуды так называемых поддерживающих клеток. При этом в здоровой неперерожденной ткани тромбоциты такую функцию не выполняют.

Тромбоциты (красные) собираются на сосудах, которые питают опухоль (зеленые) / Zhang et al., Cancer Research, 2020

Опыты на модельных животных показали, что при недостатке PDGFB количество опухолевых клеток, циркулирующих в крови, а также темпы их распространения по всему организму заметно возрастали. Статья об этом опубликована в журнале Cancer Research.

Помимо этого, ученые заметили еще одну интересную закономерность, связанную с тромбоцитарным фактором роста в опухолях. Как известно, этим новообразованиям требуется разветвленная сеть мелких сосудов. Для их построения в здоровой ткани нужен фактор роста от других клеток — эндотелиальных. Но при создании сетки сосудов в опухоли необходим еще и PDGFB. Таким образом, тромбоциты способствуют дополнительному укреплению стенок этих сосудов, не позволяя раковым клеткам проходить через них.

Поведение тромбоцитов в здоровых сосудах (слева) и в сосудах, питающих опухоль (справа) / Zhang et al., Cancer Research, 2020

Многие предыдущие исследования показывают, что тромбоциты могут способствовать распространению рака в организме. Кроме того, с медицинской точки зрения снижение активности этих клеток может быть полезным, чтобы предотвратить появление тромбов. Однако работа шведских ученых демонстрирует, что активация тромбоцитов при раке может быть и полезна организму.

«PDGFB, высвобождаемый при активации тромбоцитов, способен помочь в укреплении сосудистого барьера в опухолях, тем самым противодействуя распространению раковых клеток, — говорит одна из авторов исследования Анна-Карин Олссон. — Это делает необходимым принятие во внимание специфических функций молекул [выделяющихся из] тромбоцитов, когда мы разрабатываем новые способы лечения рака».

Ранее мы писали о том, что немецкие ученые разработали анализ крови, который может предсказать смерть в ближайшие 10 лет, а их японские коллеги нашли в крови ранний биохимический маркер депрессии.

СПбПУ (Политех)

Ученые Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ) разработали комплекс, который дает возможность исследовать электрофизиологическую активность различных участков мозга и анализировать влияние лекарственных средств, позволяющих замедлять развитие нейродегенеративных заболеваний (например, болезни Альцгеймера), у лабораторных мышей в режиме реального времени.