В Тихом океане обнаружили новые виды гигантских ксенофиофор — Naked Science

В Тихом океане обнаружили новые виды гигантских ксенофиофор

4.2

Международная группа ученых сообщила об открытии двух новых родов и четырех видов ксенофиофор, представляющих собой важную часть бентосной экосистемы и служащих средой обитания для разнообразных многоклеточных животных.

Abyssalia
Образец Abyssalia, новый род ксенофиофор / © Slim Chraiti, University of Geneva

Простейшие ксенофиофоры — загадочные обитатели морских глубин, представители надсемейства фораминифер (раковинные одноклеточные организмы). Их находили на глубине более 7,5 тысячи метров, а пару лет назад заметили и на дне Марианской впадины. До последнего времени ученым удалось описать пять семейств ксенофиофор и пять родов вне их. Недавно, как рассказывается в опубликованном в European Journal of Prostistology исследовании, в Тихом океане обнаружили еще два новых рода и четыре новых вида этих одноклеточных.

Открытие было сделано в рамках совместного проекта ученых из Национального центра океанографии (NOC, Великобритания), а также Гавайского и Женевского университетов. Первый род прозвали Moanammina — в честь Моаны, главного персонажа одноименного диснеевского мультфильма (в переводе с гавайского — “океан”), а второй получил имя Abyssalia — в знак признания его абиссальной среды обитания (абиссаль — зона наибольших морских глубин).

Новых представителей ксенофиофор удалось описать на основе морфологии и генетических данных, полученных из образцов, которые собрали около Гавайских островов, в западной части зоны глубинного разлома Кларион-Клиппертон (ЗКК), на глубине 4,8 тысячи метров, при помощи специального аппарата с дистанционным управлением. «Мы были рады найти этих прекрасных новых ксенофиофор, — сказал Эндрю Гудэй, профессор NOC и ведущий автор исследования. — Ксенофиофоры — одни из наиболее распространенных видов крупных организмов, обнаруженных на абиссальных равнинах».

Ксенофиофор причисляют к агглютинирующим фораминиферам: особенность в том, что свой экзоскелет они формируют с использованием посторонних строительных материалов, в том числе минеральных зерен, раковин планктонных фораминифер и радиолярий, спикул губок. Частицы они как бы скрепляют клейким секретом. Зачастую получаются сложные огромные (по их меркам) конструкции, которые могут по размерам превышать десять сантиметров.

Moanammina semicircularis  / © Slim Chraiti, University of Geneva

Moanammina semicircularis — новый вид недавно открытого рода, имеет стеблевидную, веерообразную оболочку и достигает порядка 7,6 сантиметра в высоту и почти девяти сантиметров в ширину. Что примечательно, он генетически идентичен другому экземпляру, найденному в 2017 году в восточной части ЗКК. По словам ученых, их исследование, таким образом, предоставило первое генетическое подтверждение того, что абиссальные виды ксенофиофор обитают на большом удалении друг от друга (как минимум 3700 километров).

Два других новых вида — Abyssalia foliformis и Abyssalia sphaerica. Первый напоминает скорее плоский лист, а второй — почти идеальную сферу. Свою оболочку они построили из спикул (минеральные элементы скелета, играющие роль опоры и поддерживающие форму тела) стеклянных губок. Четвертый вид — Psammina tenuis — отличается тонкой формой, состоящей из нескольких платин.

«Эти четыре новых вида и два новых рода увеличили количество описанных ксенофиофор в зоне Кларион-Клиппертон до 17 (22 процента от общего количества для этой группы), причем многие из них известны, но все еще не описаны, — добавил Гудэй. — Эта область Тихого океана, несомненно, служит важной точкой разнообразия ксенофиофор».

Недавно биологи нашли рыб, питающихся колючими и смертельно ядовитыми морскими звездами, а ученые из Университета Квинсленда перевернули вековое понимание эволюционной истории животных.