10.05.2023
3 015

Биологи впервые заметили, что муравьи могут притворяться мертвыми всей колонией

4.7

Опоссумы, некоторые насекомые и другие животные прикидываются мертвыми, чтобы избежать опасности. А австралийские муравьи полирахисы могут притворяться одновременно всей семьей.

Муравей Polyrhachis femorata
Муравей Polyrhachis femorata / ©Jonghyun Park, iNaturalist / Автор: Pinaria Caprarius

Хищники мало интересуются падалью, и некоторые животные пользуются этим для защиты, притворяясь мертвыми. Такая реакция — танатоз — сопровождается неестественной позой, мышечным спазмом, замедлением сердцебиения и метаболизма. Она хорошо известна у опоссумов, но встречается и у птиц, змей, пауков и насекомых, включая муравьев. А недавно ученые обнаружили, что муравьи могут притворяться мертвыми целой колонией. Подобное поведение встретилось биологам впервые, и оно описано в статье, опубликованной в Australian Journal of Zoology.

Команда профессора Университета Южной Австралии Софи Пети (Sophie Petit) работала на острове Кенгуру у южного побережья континента. Как и многие другие австралийские регионы, в 2020 году он сильно пострадал из-за масштабных пожаров, с последствиями которых экологи борются до сих пор. В частности, на острове Кенгуру массово устанавливают «скворечники», искусственные жилища для редких местных животных, включая летучих мышей и карликовых опоссумов.

Polyrhachis femorata притворяются мертвыми
Polyrhachis femorata притворяются мертвыми / ©Sophie Petit

В некоторых из таких «скворечников» поселяются древесные муравьи полирахисы (Polyrhachis femorata). Осматривая их, Софи Пети и ее коллеги заметили, что иногда коробка оказывается полна как будто бы мертвыми насекомыми. «Мимикрия безупречна, пока один из них не начнет двигаться. Подобная защита известна лишь у редких видов муравьев, но до сих пор она никогда не наблюдалась у целых колоний», — рассказала исследовательница.

Пока биологи не смогли определить, какие именно триггеры запускают «массовый танатоз» у полирахисов и какие снова стимулируют их двигаться. Кроме того, авторы работы полагают, что такое поведение могут демонстрировать и какие-то другие виды муравьев. Все это станет предметом их новых исследований. Ученые отдельно подчеркнули, что проект по массовому размещению «скворечников» для животных на острове Кенгуру показал себя исключительно полезным не только для позвоночных, на которых был ориентирован. Насекомые, также пострадавшие от огня, весьма активно пользовались возможностью вселиться в новое «социальное жилье».