3 марта
Мария Кривоченко

Насекомые научились притворяться мертвыми, чтобы их не съели птицы

3.1

Личинки европейских муравьиных львов замирают, если видят приближение опасности. Это заметила группа ученых, когда проводила эксперименты. Личинки замирали и не двигались от нескольких секунд до часа каждый раз, когда их пытались взвесить. Биологи считают это защитным механизмом, который помогает насекомым прятаться от птиц.

Европейский муравьиный лев / ©blickwinkel. Alamy

Команда ученых из Бристольского университета в Великобритании исследовала, как личинки европейских муравьиных львов используют песчинки в строительстве ловушек для ловли пищи. Биологи заметили, что когда образцы опускали на весы, некоторые личинки замирали и оставались неподвижными от нескольких секунд и более чем до часа.

Ученые предположили, что этот защитный механизм нужен, чтобы спасаться от птиц. Для проверки гипотезы биологи смоделировали поведение личинок на компьютере. По задумке, модель должна была показать, как то, что ученые назвали постконтактной неподвижностью (PCI), спасает насекомых.

Система учитывала несколько факторов взаимодействия хищника и жертвы. Среди них: количество ям на участке песка и расстояние между ними; время, необходимое птицам для перемещения между ямами, а также аспекты поведения птиц, вероятность того, что птица уронит муравья, количество времени, которое насекомые могут притворяться мертвыми.

Кроме того, модель рассчитывала оптимальный способ кормления исследуемых животных, чтобы оценить эффективность охоты. Она взвешивала затраты и выгоды от того, что хищник остается на одном месте, чтобы съесть каждый кусочек добычи. Или от того, что он тратит время на переход в более плодородные места, когда запасы пищи на предыдущем подходят к концу. Подробности работы биологи опубликовали в журнале Biology Letters.

Результаты показали, что стратегия притвориться мертвым правда эффективна, если насекомое находится близко к сородичам. По всей видимости, это происходит потому, что в таких условиях у птицы много других, более привлекательных целей. Активные насекомые, двигаясь, отвлекают внимание от застывших сородичей, кроме того, на них проще и безопаснее охотиться, чем на потенциально мертвую добычу. В то же время оставаться «мертвым» слишком долго невыгодно, поскольку это привлечет падальщиков.

Более раннее исследование той же исследовательской группы показало, что стратегия притвориться мертвым работает лучше всего, если время, проведенное без движения, варьируется от животного к животному. Таким образом, хищник не может запомнить, как скоро «мертвая» добыча «оживет», и с большей вероятностью отвлекается на активные цели.

«Это такая концепция: “я буду прятаться от вас на виду, оставаясь неподвижным, и вы точно не догадаетесь, жив ли я”», — отметил Найджел Фрэнкс, руководитель работы. По его мнению, это похоже на фокусы: иллюзионисты отвлекают внимание аудитории во время выполнения трюка на яркий и движущийся объект.