10.05.2023
Ольга И.
5 478

Энтомологи предположили, почему насекомые не живут в море

5.1

Японские ученые выдвинули гипотезу о том, почему в морской среде обитает так мало насекомых. Все дело — в химическом механизме, который они выбрали для упрочнения своего панциря.

Энтомологи предположили, почему насекомые не живут в море
Энтомологи предположили, почему насекомые не живут в море / ©Getty images / Автор: Cloelia Andronicus

Насекомые — одни из самых успешных организмов на планете, населяющих все континенты и оказывающих глобальное влияние на экосистему. Есть мнение, что они составляют наибольшую биомассу по сравнению с остальными классами животных. При этом в морях и океанах насекомые живут чрезвычайно редко, хотя их биологические предки вышли из этой среды. Причины такой странности до сих пор неясны.

Энтомологи из Токийского университета (Япония) решили пролить свет на этот вопрос. Свои выводы они представили в журнале Physiological Entomology.

Известно, что родственники насекомых — ракообразные — до сих пор обитают в море. А вот первые в свое время покинули водную среду и адаптировались к суше. При этом и тех, и других сегодня объединяет одна важна особенность — экзоскелет, состоящий из воскового слоя и хитиновой кутикулы, то есть прочной наружной оболочки.

В предыдущей работе те же ученые показали: когда насекомые адаптировались к суше, у них развился уникальный ген, ответственный за создание фермента — мультиметоксидазы-2 (МСО2). Она помогает насекомым укреплять кутикулу при помощи кислорода. Ракообразные же укрепляют панцирь при помощи кальция, который они получают из морской среды. По причине гораздо меньшего количества кислорода в океане, а также из-за наличия более приспособленных организмов насекомые, вероятно, и не осваивают моря и океаны.

Клопы-водомерки галобатесы – единственные насекомые, заселившие открытый океан / ©Getty images

Но дело не только в этом. Ученые предположили, что отвердение и высыхание кутикулы у насекомых не только защищает их от хищников, но еще делает их очень легкими. Это позволяет им летать и легко карабкаться по отвесным поверхностям. Такие свойства в свое время позволили насекомым занять множество пустующих ниш в экосистеме суши, что и привело к их обильному размножению и видообразованию, а необходимость возвращаться в воду отпала.