Не упустите важные новости – подпишитесь на наш Telegram
Подписаться
11 ноября
1 957

Многочисленные дружеские связи улучшили здоровье кишечника

4.8

Ученые из Великобритании и США показали, что у более общительных обезьян больше полезных кишечных бактерий и меньше потенциально опасных, чем у приматов, которые имеют меньше социальных контактов. Возможно, то же самое может наблюдаться у человека.

Макаки-резусы, за которыми наблюдали исследователи / ©Лорен Брент / phys.org

Появляется все больше информации о том, что так называемая ось «кишечник — мозг» играет ключевую роль в нашем физическом и психологическом здоровье. Известно и то, что между социальным поведением и микробиомом кишечника существует взаимосвязь: бактерии могут передаваться, например, через прикосновение.

Ученые из университетов Оксфордского (Великобритания) и Колорадо (США) решили больше узнать об этом вопросе и изучили 22 самцов и 16 самок из группы макак-резусов, проживающих на острове Кайо Сантьяго в Карибском море, у восточного побережья Пуэрто-Рико. Выводы о своем исследовании ученые представили в журнале Frontiers in Microbiology.

С 2012 по 2013 год авторы статьи собрали в общей сложности 50 незагрязненных образцов кала у этой группы. В качестве показателя социальных связей использовали то время, которое каждая обезьяна потратила на груминг с другой особью (или особями) в этот же период, а также число таких партнеров. Дело в том, что макаки очень социальные животные, и груминг играет для них важную роль в поддержании социальных контактов.

Проанализировав данные о последовательности ДНК из образцов кала, исследователи оценили состав и разнообразие микробных кишечных сообществ приматов. Они также учитывали пол, возраст, время года, когда собран кал, и ранг той или иной особи в иерархии группы. Особое внимание ученые обратили на микробы, которые, как было показано ранее, в большей или меньшей степени распространены у людей и грызунов, подверженных симптомам, напоминающим аутизм и сопровождаемым социальной разобщенностью.

Выяснилось, что участие в социальных взаимодействиях положительно коррелировало с обилием определенных кишечных бактерий, имеющих полезные иммунологические функции, и, напротив, снижало число потенциально болезнетворных микроорганизмов.

Например, у самых общительных обезьян было больше бактерий, оказывающих благотворное влияние на здоровье, — Faecalibacterium и Prevotella, но меньше Streptococcus — это вид патогенных микроорганизмов, который у людей, к примеру, вызывает фарингит и пневмонию.

Ученые предполагают, что обмен микробами может происходить через прикосновения при груминге. А поскольку у социально замкнутых людей, как было сказано выше, также присутствует большое число болезнетворных бактерий, эти выводы могут быть полезны и для человека, но требуют дальнейшего изучения.