20.02.2023
1 232

Малярийные комары расширяют свой ареал на пять километров в год

4.4

С конца XIX века комары Anopheles, разносчики малярии и других тяжелых болезней, продвинулись на полтысячи километров дальше от экватора. Благодаря глобальному потеплению каждый год их ареал увеличивается на 4,7 километра, ставя под угрозу все большее число людей.

Anopheles funestus — один из основных разносчиков малярии
Anopheles funestus — один из основных разносчиков малярии / ©James Gathany, Frank Collins, University of Notre Dame, USCDCP / Автор: Plinia Abito

Малярия остается одной из самых массовых и опасных инфекционных болезней в мире. Ежегодно ею заболевают сотни миллионов человек, а сотни тысяч умирают. Эффективной вакцины против малярии не существует, поэтому особенное внимание уделяется главным разносчикам этой инфекции в Африке — тропическим комарам рода Anopheles. Существуют даже проекты по выведению ГМ-линий, в которых возбудители малярии не выживают.

Пока таких решений не найдено, ученые отслеживают популяции комаров, чтобы заранее предпринимать нужные меры. Этой теме посвящена новая работа биологов из американского Джорджтаунского университета, о которой они пишут в статье, опубликованной в журнале Biology Letters. Выводы Колина Карлсона (Colin Carlson) и его соавторов не слишком утешительны: в последние годы ареал Anopheles расширяется все быстрее, и разносчики малярии появляются все дальше от экватора.

Ученые отметили, что сегодня среднегодовая температура на Земле примерно на 1,2 градуса Цельсия выше, чем в доиндустриальную эпоху. При этом глобальное потепление развивается все быстрее, и, соответственно, меняется ареал распространения комаров по Африке. Проведенный в 2011-м анализ показал, что за год ареал расширяется в стороны полюсов на 1,7 метра, а также поднимается на 1,1 метра ближе к вершинам гор. Новые данные указывают на куда более стремительное продвижение.

Карлсон с коллегами изучили архивные и свежие данные о распространении 22 видов Anopheles, относящиеся к периоду от 1898 до 2016 года. Выяснилось, что за это время комары продвинулись на 500 километров ближе к Южному полюсу и освоили высоты на 700 метров выше. Это соответствует расширению на скорости 4,7 километра в год в стороны от экватора и на 6,5 метра в высоту — в разы быстрее прошлых оценок.

Пока «капризность» Anopheles остается одним из важных факторов, сдерживающих распространение малярии (и других болезней, которые они переносят). Эти комары нуждаются в строго определенной температуре и влажности, поэтому редко встречаются за пределами Тропической Африки. Однако тенденции последних лет могут изменить ситуацию. Потепление расширяет ареал комаров и продлевает время года, в течение которого они сохраняют активность.