23.12.2019
София Жаботинская
10 067

Крокодилы оказались способны скакать почти как лошади

Некоторые крупные рептилии могут асимметрично двигать лапами при передвижении по суше, что дает им возможность резво бежать вприпрыжку.

Крокодилий галоп
Крокодилий галоп / © Royal Veterinary College / Автор: Александр Литвинов

Крокодилы на суше обычно выглядят ленивыми и медлительными существами — в противовес своей скорости и проворству в воде. Однако это впечатление обманчиво: гигантские рептилии могут бегать, как собаки, или даже скакать галопом, словно кони. В первом случае крокодилы поочередно отталкиваются от земли сперва передней, а затем задней парой лап, во втором — последовательно касаются земли всеми четырьмя конечностями.

Ранее считалось, что единственный вид этих рептилий, способный и быстро бежать, и галопировать — австралийский узкорылый крокодил. Однако новая статья, опубликованная в издании Scientific Reports, утверждает: это вовсе не так. Резво скакать, как лошади, умеют представители еще как минимум пяти видов рода Crocodylidae.

Авторы статьи при помощи видеокамер сняли на видео передвижение 42 особей 15 различных видов крокодилов, в том числе настоящих крокодилов, кайманов и аллигаторов. Как оказалось, кайманы и аллигаторы способны лишь быстро семенить по суше, а среди настоящих крокодилов обнаружилось несколько видов, которые могут бегать вприпрыжку.

Скачущий крокодил
Скачущий крокодил / © Royal Veterinary College

Так, способность передвигаться галопом нашлась у филиппинского крокодила (Crocodylus mindorensis), кубинского (C. rhombifer), острорылого (C. acutus), африканского узкорылого (Mecistops cataphractus), а также карликового тупорылого (Osteolaemus tetraspis). Судя по тому, как распространен среди крокодилов этот навык, видов, способных скакать, может оказаться намного больше. Так, отдельные прыжки были замечены при наблюдениях за болотным крокодилом-магером (C. palustris) и новогвинейским крокодилом (C. novaeguineae).

Независимо от размера животного и биомеханических особенностей его бега, представители каждого из изученных видов могли развивать скорость до 18 километров в час на суше. «Мы были очень удивлены одним фактом — несмотря на то, что крокодилы и аллигаторы используют разные походки, все они могут передвигаться одинаково быстро», — говорит специалист по эволюционной биомеханике Джон Хатчинсон, один из авторов статьи. Однако лишь настоящие крокодилы могут перебирать ногами асимметрично: это обеспечивает им большую длину шага, что особенно важно для особей с небольшими размерами тела.

Замедленная съемка бегущего крокодила / © Royal Veterinary College

Ученые предполагают, что свои способности нестись вскачь и галопировать крокодилы унаследовали от давно вымершего предка, обладавшего более длинными лапами. Это исследование помогает лучше понять, как выглядели и передвигались древние рептилии. Кроме того, несущиеся вскачь крокодилы выглядят очень мило. Почему так не могут делать аллигаторы и кайманы — вопрос для эволюционных биологов.

В более ранних исследованиях ученые выяснили, зачем шимпанзе бросают камни в деревья и установили, что крысы могут играть в групповые игры не ради конкретной награды, а просто потому, что им весело.