29.06.2023
Михаил Орлов

Крокодилам сделали прививку от вируса Западного Нила

5.1

Крокодилы — свирепые хищники, однако вирусными инфекциями страдают даже они. А поскольку так называемая лихорадка Западного Нила повреждает их дорогостоящие шкуры, ученые создали и испытали вакцину от нее для этих рептилий.

Гребнистый крокодил
Гребнистый крокодил (лат. Crocodylus porosus) / © wikipedia / Автор: Михаил Григорьев

Лихорадка Западного Нила — опасная инфекция, встречающаяся в странах с теплым и умеренным климатом. Ее возбудитель — вирус Западного Нила из группы флавивирусов, геном которого представляет собой РНК.

Вирус переносят комары и клещи, а страдают от него люди и самые разные животные — лошади, птицы и даже рептилии, включая крокодилов. Причем у этих водных хищников заражение вирусом Западного Нила может также происходить фекально-оральным путем.

Несмотря на внушительные размеры — более пяти метров — и самый хищный образ жизни, гребнистые крокодилы (Crocodylus porosus) также страдают от вируса Западного Нила. Он поражает их нервную систему и даже может вызывать менингоэнцефалит, то есть воспаление оболочек и тканей головного мозга.

Однако для людей, которые разводят крокодилов на фермах ради их дорогостоящей шкуры, важнее другое. Вирус вызывает у рептилий язвы и повреждает их кожу, отчего та сильно теряет в цене. Помимо этого, такие «домашние» крокодилы вполне могут заразить человека и других животных.

Поэтому авторы новой статьи в npj Vaccines решили защитить крокодилов от вируса Западного Нила. Они создали так называемую химерную вакцину, основой которой стал не заражающий позвоночных флавивирус насекомых, куда ввели некоторые гены вируса Западного Нила. Установлено, что вирус-«химера» не представляет опасности для крокодилов. Более того, из-за сильного сходства с вирусами насекомых он попросту не приспособлен к размножению в клетках позвоночных. Ученые подтвердили это, проверив наличие вирусной РНК в клоаках крокодилов и воде, в которой они содержались. Копии генома вируса в них не обнаружили.

Далее ученые доказали эффективность своей вакцины в опытах на недавно вышедших из яиц детенышах крокодилов. Крокодилят прививали двумя дозами препарата, после чего заражали активным вирусом Западного Нила. У 85 процентов животных обнаружили антитела к вирусу, однако сами вирусные частицы в крови отсутствовали. Это означает, что заражение действительно произошло, но не вызвало серьезного заболевания.

Более того, ни у одной рептилий не было язв на теле, чего, собственно, и пытались добиться авторы. При этом в группе контроля повреждения кожи заметили у 22 процентов крокодилов.

Выходит, новая химерная вакцина хорошо сработала и способна предотвратить лихорадку Западного Нила у крокодилов, а может, также и заражение работников ферм и живущих по соседству животных.