Крысы могут играть в групповые игры просто ради удовольствия — Naked Science
13 сентября
Денис Гордеев

Крысы могут играть в групповые игры просто ради удовольствия

Грызуны занимаются определенными видами деятельности просто потому, что им весело.

1200x675

Исследование, опубликованное в журнале Science, показывает, что крысы не только успешно учатся играть в социальные игры, но при этом сам процесс является для них вознаграждением. Для этого исследователи из Университета Гумбольдта в Германии обучали шесть грызунов в возрасте от 5 до 23 недель играть в прятки в роли как ищущего, так и прячущегося. Позитивным подкреплением в этом случае выступал сам факт социального взаимодействия.

Для обучения и игры использовалась хорошо освещенная комната, в которой были разбросаны несколько видов коробок: большие картонные — для людей, маленькие прозрачные и непрозрачные — для крыс. Перед тем, как грызун выходил искать человека, его помещали в специальную закрытую коробку, которую затем открывали дистанционно, после того как ученые спрятались. Как только животное успешно находило человека, исследователи хвалили его, почесывая брюшко или поглаживая по спине.

Научить зверей прятаться было гораздо сложнее. Сначала люди помещали грызунов в коробку и садились рядом. «Как только животное выскакивало наружу, мы хвалили его. Позже мы играли с крысой только после того, как она убегала от нас и коробки на некоторое расстояние. В конце концов животное должно было правильно спрятаться, прежде чем мы его находили и ласкали», — объясняет Константин Хартманн, один из авторов исследования.

Но по мере того, как грызуны втягивались в игровой процесс, похвала в виде почесывания и поглаживания интересовала крыс все меньше — им гораздо более важна была сама игра. Удовольствие проявлялось не только визуально, — крысы попискивали и подпрыгивали — но и через процессы, проходящие в головном мозге.

Записи активности нейронов префронтальной коры головного мозга животных показали ее изменчивость в зависимости от стратегии игры: «поиск» или «прятаться». Выбирая место, чтобы скрываться, грызуны предпочитали непрозрачные коробки, при этом в роли «искателя» подобных предпочтений не проявлялось. Исследователи считают, что это опровергает гипотезу о том, что игра в прятки всего лишь повторяет природное стремление животного найти укрытие и спрятаться от хищника.

Интересным открытием оказалось и то, что обнаруженные своими собратьями крысы убегали и снова прятались. По мнению ученых, таким образом грызуны продлевали игру, откладывая вознаграждение. Проведенные наблюдения, как считают биологи, подтверждают тот факт, что крысы способны играть не ради вознаграждения, а ради самой игры.