02.12.2021
9 298

Колебания орбиты Земли оказались способны влиять на эволюцию жизни

5.1

Ученые открыли первый пример влияния орбитальных циклов нашей планеты на биологическую эволюцию.

Панцирные водоросли / ©Getty images

По крайней мере, если речь идет о тропических организмах. Их эволюцию изучили ученые из университетов Экс-Марсельского (Франция), Нью-Джерси (США) и Открытого университета Великобритании. Точнее, один вид этих организмов — панцирные морские водоросли. Авторы работы, опубликованной в журнале Nature, проследили, как менялись их панцири за последние 2,8 миллиона лет, и пришли к выводу, что эти изменения полностью соответствовали орбитальным циклам Земли.

«Мы показали, что периодические сдвиги в характере вытянутости орбиты Земли сильно влияют на сезонные циклы и структуру экологических ниш в тропиках. К примеру, ослабление этих циклов в результате орбитальных сдвигов вело к появлению водорослей с панцирями средних размеров, тогда как их усиление способствовало возникновению фитопланктона самых разных размеров», — заявили исследователи.

Зависимость размеров панцирей водорослей от орбитальных колебаний / ©phys.org

Таким образом, биологам удалось получить первые в своем роде доказательства того, что орбитальные земные колебания влияют на ход эволюции. В этом деле им помогли так называемые кокколиты — отложения морских осадочных пород, состоящие из известковых панцирей водорослей-кокколитофорид и других форм фитопланктона.

Исследователи зафиксировали, что размеры панцирей кокколитов менялись с определенной периодичностью. И часть этих циклов совпали по длине с орбитальными, ассоциирующимися со сдвигами полярных шапок. После более детального сравнения тех и других циклов выводы подтвердились: эволюция фитопланктона оказалась зависимой от колебаний орбиты Земли. Кроме того, ученые выяснили, что изменения в размерах панцирей морских водорослей сильно влияли на скорость захоронения углерода на дне океана.

Но как фитопланктон мог «чувствовать» орбитальные колебания? Все просто: последние влияли на количество света, получаемого от Солнца в тропических широтах в разные времена года. Ослабление этих различий приводило к тому, что размеры панциря водорослей приходили к среднему значению, а усиление разницы освещенности в те или иные сезоны года — к тому, что размеры панцирей становились совершенно разными.