Каракатицы оказались способны обучаться еще в яйце — Naked Science

Каракатицы оказались способны обучаться еще в яйце

Биологи обнаружили, что зародыши каракатицы, развиваясь в прозрачной оболочке яйца, уже наблюдают окружающий мир и реагируют на появление хищников.

eggs0

Казалось бы, у животного, которое еще лишь развивается в яйце, мало возможностей для противодействия хищникам. Однако каракатицы Sepia pharaonis, населяющие Индийский океан и его окрестности, оказались способны защищаться уже в таком «нежном» возрасте. Они лишь замирают внутри своей оболочки и задерживают дыхание; но и такие способности удивительны у еще не появившихся на свет существ.

Биологи уже демонстрировали, что каракатицы, еще развиваясь в яйце, реагируют на некоторые внешние стимулы, такие как освещение. Однако новая работа Анны-Софи Дармальяк (Anne-Sophie Darmaillacq) и ее коллег из Франции и Тайваня показала, что моллюски в этом возрасте определяют и сигналы опасности, реагируя на них соответственно. Об этому ученые пишут в статье, представленной в открытой онлайн-библиотеке препринтов bioRxiv.org.

В самом деле, каракатицы далеко не самые заботливые родители. Самцы S. pharaonis и вовсе ограничиваются оплодотворением, а самки покидают яйца, пристроив их в подходящем укрытии. Сквозь прозрачную оболочку видны формирующиеся животные — да и им самим все вокруг неплохо видно. Однако возможностей для реакции на увиденное у них остается не так много. Поместив такие зародыши в безопасный прозрачный контейнер, ученые положили его в аквариум с иглобрюхой рыбой — обычным охотником за потомством каракатиц. Это позволило наблюдать, как моллюски замирают внутри яиц и даже задерживают дыхание — «авось пронесет».

Такая реакция оказалась избирательной: если на месте иглобрюхого хищника в аквариум помещали безобидную рыбу-клоуна, поведение каракатиц практически не изменялось. Зато реагировали они на появление в воде чернил — характерного средства защиты головоногих: прятались, словно при появлении настоящего хищника. Более того, продолжительное (в течение четырех суток) присутствие чернил словно делало зародыши более «нервными», и они начинали реагировать замиранием даже на рыбу-клоуна.

По словам авторов, пока это единственный пример обучения беспозвоночных животных еще на стадии эмбрионального развития. До сих пор оно наблюдалось лишь у позвоночных.

Новый самолет будет иметь боевой радиус 1500 километров, а его боевая нагрузка превысит семь тонн.

Разработанная в этой латиноамериканской стране Abdala, если сообщения о ней точны, — первая в мире успешная субъединичная вакцина от коронавируса. Особенно необычно это потому, что на Кубе распространены штаммы, лучше других обходящие вакцинную защиту. Несмотря на это, Abdala показывает такой же уровень защиты, какой «Спутник» показывал в отношении базового штамма коронавируса.

Ученые открыли новый сарбековирус RhGB01 после исследования всего 53 образцов фекалий подковообразных летучих мышей, расширив географические и видовые диапазоны коронавирусов, подобных SARS-CoV и SARS-CoV-2. Предположительно, они будут встречаться на всем ареале Rhinolophidae — от Австралии и Японии до Европы и Африки.