16.12.2022
Александра Медведева

Ученые выяснили, как спасти коралловые рифы с помощью трансплантации

4.5

Исследователи попытались спасти умирающий коралловый риф путем пересадки на него новых здоровых кораллов: оказалось, это может быть действенным методом восстановления рифов. Однако успех такой операции полностью зависит от генетического разнообразия трансплантируемых клонов, а не от выдающихся характеристик отдельных особей.

Acropora cervicornis
Acropora cervicornis/ © Flickr

Согласно исследованию 2021 года, с 1950-го Земля потеряла половину своих коралловых рифов. Их состояние во всем мире продолжает стремительно ухудшаться из-за стресса, вызванного изменением климата.

Ученые уже пытались дать новую жизнь разрушающимся рифам, пересаживая на них здоровые кораллы. Однако лишь некоторые из них приживались на новом месте. Теперь исследователи из Колледжа литературы, искусств и наук USC Dornsife (США) нашли ключ к успешной трансплантации кораллов. Результаты их работы опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Авторы статьи сосредоточились на находящемся под угрозой исчезновения карибском оленерогом коралле Acropora cervicornis. Предыдущие эксперименты показали, что некоторые аутпланты Acropora cervicornis в одних местах приживаются лучше, чем в других.

Чтобы выяснить, почему так происходит, ученые использовали клоны всего десяти различных особей коралла и пересадили образцы каждого из них на девять хорошо изученных участков рифа на архипелаге Флорида-Кис на юго-востоке США. Затем они отслеживали выживаемость, рост, форму и размер аутплантов в каждом месте.

Результаты показали, что ни один клон не оказался самым успешным во всех средах — напротив, разные клоны оказались лучше адаптированы к различным участкам рифа. Это означает, что генетическое разнообразие трансплантатов кораллов имеет решающее значение для восстановления рифов. По мнению ученых, следует придерживаться именно такой стратегии, а не пытаться вырастить один универсальный «суперкоралл» для всех рифов.

В дальнейшем авторы работы планируют исследовать, насколько отдельные кораллы могут адаптироваться к различным средам, то есть насколько одна особь может изменить форму, размер и другие свои характеристики в ответ на изменение факторов окружающей среды на рифе. Эта «пластичность» может повлиять на шансы долгосрочного успеха трансплантации.