08.02.2023

Биологи выяснили, как микробы останавливают цветение воды

4.3

Слишком бурный рост водорослей вреден для водных экосистем. Однако он может остановиться так же внезапно, как начался. Бактерии, которые прежде мирно уживались с планктоном, начинают его атаковать и быстро уничтожают. Ученым удалось определить вещество, которое запускает такое нападение. Возможно, его можно будет использовать для борьбы с цветением водоемов.

Летом 2021 года цветение воды в Баренцевом море было видно даже из космоса
Летом 2021 года цветение воды в Баренцевом море было видно даже из космоса / ©Suomi NPP, NASA, NOAA / Автор: Михаил Григорьев

Одноклеточные водоросли Emiliania huxleyi живут в тесном сообществе с разнообразными бактериями. Обычно их отношения можно назвать дружественными: фотосинтезирующие водоросли делятся с микробами частью питательных веществ, а те взамен поставляют полезные им соединения. Например, родобактерии дают витамин В, который планктонные водоросли не способны производить самостоятельно. Но в неблагоприятных обстоятельствах микробы легко «изменяют» своим партнерам: как только пищи становится недостаточно, родобактерии уничтожают E. huxleyi.

Подобные хрупкие отношения — не редкость в природе, они существуют и в нашем кишечнике. А для водных экосистем переход бактерий от мира к войне может быть даже полезен, поскольку он способен положить конец чересчур бурному цветению водоемов из-за разросшихся водорослей. Однако когда именно и почему микробы меняют свой «настрой», до сих пор было неизвестно. Этому вопросу посвящена новая работа ученых из израильского Института Вейцмана, статья которых опубликована в журнале eLife.

Сферические клетки водоросли в окружении палочек бактерий / ©Noa Barak-Gavish et al., 2023

Во время долгих экспериментов Асаф Варди (Assaf Vardi) и его коллеги подвергали родобактерий Sulfitobacter D7 воздействию различных веществ, которые выделяют E. huxleyi в тех или иных обстоятельствах — как во время нормального роста, так и в угнетенном состоянии. Микробиологи отслеживали активность различных генов в ответ на то или иное соединение. Работа показала, что к «воинственному настрою» бактерий подталкивает диметилсульфонпропионат (DMSP), который по мере старения водоросли выделяют все больше.

При накоплении DMSP активность ДНК микробов менялась, и они переходили к питанию водорослями. А вот присутствие в среде бензоатов, напротив, «успокаивало» микробов; это вещество бактерии способны потреблять напрямую. Именно баланс этих соединений, по-видимому, регулирует процессы цветения водоемов. Возможно, что в будущем DMSP позволит бороться с этим явлением, наносящим серьезный вред местным экосистемам. Напомним, согласно одной из гипотез, именно с аномальным цветением водорослей могло быть связано Великое пермское вымирание.